Падуя: Базилика Св. Антония и памятник Гаттамелате

Jun 13, 2012 12:43




Сан Антонио (1195 - 1231) - самый почитаемый святой в Италии, покровитель детей, бедняков,
путешественников,автор очень популярной в Италии молитвы  «Si quaeris» - «Если ты потерял»,
безошибочно помогающей находить утерянные предметы. «Слишком много милости, святой Антоний!» -
говорят итальянцы, когда получают больше, чем желают. Его называют «Отцом науки, Светом Италии,
Учителем жизни, Солнцем Падуи». Между тем в Падуе Антоний Падуанский (не будем путать его
с другим святым - Антонием Великим) жил совсем недолго - два последних года - и был
похоронен в этом городе. Выходец из семьи знатного лиссабонского рыцаря, в миру носивший
имя Фернандо, он стал монахом-францисканцем и прожил хоть и короткую (всего 36 лет!), но
славную, деятельную и полезную жизнь, прославившись множеством добрых дел и необычайным
красноречием.




К базилике ведет оживленная улица Via del Santo

Антоний был погребен в Падуе и  канонизирован почти сразу же после смерти, в 1232 году,
а в 1235 году над скромной капеллой, в которой находилась гробница, падуанцы начала возводить
грандиозный храм. Он бы построен за 66 лет - по тем временам довольно быстро, но, как водится,
еще долго достраивался и украшался.




На подходе к храму расположились нищие, на площади много детей и монахов-францисканцев

Базилика Святого Антония - сооружение совершенно уникальное, поражающее своими гигантскими
размерами, сложностью планировки (многочисленные пристройки скрыли первоначальный строгий
костяк романской базилики), и эклектичностью архитектуры. Огромные византийские купола
напоминают о соборе Сан-Марко в Венеции, в то время как окружающие их колоколенки, похожие
на мусульманские минареты, делают храм похожим на мечеть.











К базилике примыкает несколько внутренних дворов.




Мы приехали в Падую в воскресное утро, в соборе шла месса, и увидеть алтарь, скульптурное
убранство которого создал Донателло, нам не удалось. Зато интерьер храма мы осматривали
под дивное пение. Фотографировать в базилике запрещено, но я, попросив прощения у Св. Атония,
все же сделала украдкой несколько снимков без вспышки.






Гробница Сан Антонио.
Слева внизу - фотографии исцеленных и их благодарственные письма.










В соборе погребен еще один знаменитый житель Падуи - Эразмо да Нарни (1370-1443),
кондотьер по прозвищу Гаттамелата, что в переводе означает медовая, т.е. сладкоречивая,
льстивая кошка. (Гатта - кошка, мелата - нектар). Ученик не то мясника, не то булочника,
он стал, благодаря своей смелости и хитрости, выдающимся кондотьером (наемным
военачальником), был на службе у римских пап, а в 1437 году сделался правителем Падуи.




Имя кондотьера вошло в историю искусств - без упоминания конной статуи Гаттамелаты,
выполненной Донателло в 1453 году и установленной перед базиликой Св. Антония, не обходится
не одна искусствоведческая книга. Это не только великолепная работа великого скульптура,
но и первый гражданский монумент эпохи Возрождения. Прообразом памятника стала бронзовая
конная статуя римского императора Марка Аврелия (II в. н.э.) .Донателло с точностью воссоздает
военное одеяние древнеримского полководца или императора.




Впервые я увидела Гаттамелату Донателло на фотографии в книжке Н.А. Дмитриевой «Краткая история
искусств», потом - в зале слепков и копий ГМИИ им. Пушкина. И вот теперь встретилась с оригиналом.
Честно говоря, рассмотреть статую непросто - девятиметровый постамент высоко возносит ее над
площадью. Подойдешь поближе - пропорции искажаются, отойдешь - не разглядеть деталей. Разве
что на экране фотокамеры увеличенная статуя предстает во всей красе. Черная фигура всадника на
фоне громады кирпично-красного собора смотрится великолепно, истинный подарок фотографу.




Так соединились в истории искусств и нашли вечный покой в храме Падуи двое красноречивых
мужей - чистый душой Святой Антоний и хитрец-кондотьер Гаттамелата. Как не вспомнить
булгаковское: помянут тебя, помянут и меня. Ты уж, Антоний, не забудь меня, сына булочника...




Святой Антоний, покровитель путешественников, помог и нам. Мы уехали из Падуи до того, как в городе
начали ощущаться подземные толчки - отголоски очередного землетрясения в районе Модены. Уже в
вернувшись в Германию, я с удивлением прочитала в интернете, что один из куполов базилики треснул
вследствие первого землетрясения и что в храм уже несколько дней не допускают паломников и
туристов. Надо же! А мы там были....



кондотьер Гаттамелата, архитектура, Падуя, путешествия, Италия, Антоний Падуанский, готика

Previous post Next post
Up