МОЯ ПРАБАБУШКА ЖЕНЯ Теперь я могу признаться в том, что, вступив в «тайный сговор» с редактором издательства "Захаров"
Анной Алавердян, раздобыла фотохокку и фототанки из рассказов моих лучших друзей в блоге
Бориса Акунина «Благородное собрание». В редакцию журнала «Партнер» было послано восемь
комплектов фотографий.На отведенные для моей статьи две журнальные странички поместились,
к сожалению, только четыре комплекта -
ztatyan,
gloriamundi_21,
marinagra,
iris_flower0802.
ФОТО КАК ХОККУО проекте Бориса Акунина
Что может быть скучнее чужого семейного альбома? Утонув в глубоком кресле и уныло думая о
том, что второй кусок торта был явно лишним, вы чувствуете, как альбом камнем лежит на коленях,
и с обреченной улыбкой внимаете сбивчивым пояснениям разгоряченных ужином хозяев дома:
«этот, справа, как раз тот самый двоюродный дедушка, который…». О Боже, только бы не уснуть!
А вот писатель Борис Акунин, он же блогер Живого журнала borisakunin, обожает семейные
альбомы! Акунин называет себя «маньяком старых фотографий». Он увлеченно рассматривает
фотоальбомы в гостях, покупает у антикваров старые фотографии, на которых запечатлены
неизвестные ему - да, может, уже и никому на свете - люди. Об этом своем увлечении писатель
рассказал однажды в Живом журнале. Старые фото он сравнил с японскими трехстишиями хокку,
которые «раскрывают свой смысл не сразу, требуют некоторого дополнительного знания». Конечно
же, увидев вскоре в блоге своей читательницы композицию из трех фотографий - одно и то же лицо
в юности, зрелости и старости, - писатель необычайно воодушевился. Вот оно, фотохокку, - три
строчки, вместившие человеческую судьбу!
Объявляя интернет-конкурс на лучшее фотохокку - три фотографии человека в разных возрастах
(или пять фотографий, тогда это уже танка, пятистишие) с повествованием об этом человеке - Акунин
и не предполагал, во что выльется его затея. Он предложил участникам конкурса разместить тексты
с фотографиями в своих блогах, а ему прислать ссылки на эти рассказы. Писатель намеривался
выбрать несколько историй и провести в Живом журнале голосование. Однако через месяц после
объявления конкурса, в самом конце мая нынешнего года,он ошарашил участников неожиданным
известием: конкурс отменяется! Интернет-голосование, победители - всего этого не будет, а будет…
книжка под названием «Фото как хокку», которую намеревается выпустить издательство «Захаров».
Директор издательства Ирина Богат, прочитав присланные на конкурс рассказы,согласилась
с Борисом Акуниным: нельзя, чтобы все это богатство памяти рассеялось в бездонных
недрах Интернета!
{C}
И началось: авторы уже созданных фотохокку снова взялись за перо (простите, принялись стучать
по клавиатуре), дополняя свои тексты, а многие из тех, кто не участвовал в конкурсе, немедля
уселись листать семейные альбомы. Редактор издательства Анна Алавердян со всего света принимала
электронные письма с отсканированными фотографиями и терпеливо отвечала на вопросы авторов
(которых в результате набралось почти сто!) на форуме издательства «Захаров». Тексты, сохраняя
их безыскусную подлинность, практически не редактировали, но чтобы красиво скомпоновать «хокку»
и «танки» из старых фотографий,издательству пришлось потрудиться.
Акунин говорит, что «Фото как хокку» - самая удивительная книга из всех, с которыми ему приходилось
иметь дело в его редакционно-издательской жизни. За рождением книги - а между идеей и
воплощением прошло чуть более четырех месяцев - наблюдали в Живом журнале не только авторы,
но и несметное число сочувствующих блогеров. Наблюдали за тем, как из замысла, возникшего в
виртуальном общении, появляется самая настоящая книжка: вот издательство представило варианты
макета, вот утвердили эскиз обложки, напоминающей старый семейный альбом, вот пришло сообщение
о том, что книга в типографии, и вот она уже на прилавках! Акунин подписывает подарочные экземпляры
для авторов, появились первые рецензии…
Конечно, каждый из нас, авторов, взяв в руки книгу, тут же ищет в ней свою историю, и лишь потом,
читая все подряд, соглашается с Борисом Акуниным: собранные вместе, эти рассказы, среди которых
есть и литературно отточенные, и совсем немудреные, производят намного более сильное впечатление,
чем единичные тексты. Действительно, из этих «очень простых рассказов о судьбах обычных людей»
складывается «полифоническая и весьма непростая документальная повесть о судьбе целой страны
и целого века, да какой страны и какого века!»
В своем предисловии к книге, а это небольшое предисловие - единственный текст Акунина, который
вы в ней найдете, писатель советует читать книгу так: сначала посмотреть на фотохокку или фототанка,
представить себе, кем был герой повествования, как сложилась его судьба, а уж потом читать,
сверяя свои впечатления и догадки с рассказом. Осмелюсь дать еще один совет: читайте неспешно.
Лучше всего - в день по одной истории. Разве не стоит одна непросто и достойно прожитая жизнь
нашего внимания на один день? Книга, большинство героев которой жили в первой половине
двадцатого столетия, вместила так много страданий, лишений, горя...Эти короткие - иной раз и на
страницу не набегает - тексты так концентрируют боль минувшего века, что читать их подряд трудно.
Но эти же страницы озарены любовью к близким людям и радостью авторов от сознания того,
что они занялись, наконец, очень важным и нужным делом - восстановлением семейной памяти.
Триумфальный - иначе не скажешь - успех этого проекта заставляет сомневаться в
уверениях скептиков, которые прочат бумажной книге близкую кончину. В век
Интернета, в век победного наступления электронных книг на традиционную «бумагу»,
появляется - в недрах того же Интернета и благодаря ему - некий свод текстов, которым
недостаточно одного лишь виртуального бытия. В этих текстах нет ничего, что уже не было
бы размещено в сети - в авторских блогах, - и тем не менее, они проходят путь,
противоположный обычному: не с бумаги на экран, а наоборот, с экрана на бумагу. И
приобретают свойство, которое не могут заменить бесплотные файлы, - реальность
одухотворенного предмета, книги.
И еще об одном заставляют задуматься визуальные хокку и танка, на которых старинные парадные
снимки в ателье сменяются непринужденными любительскими фотографиями. Знали бы эти принаряженные
для фотосеанса люди, немигающими глазами глядящие в камеру, как фантастически изменится наш мир!
Знали бы они, как их потомки - правнуки, внуки, дети - заложат чудом сохранившиеся старые фото, ломкие
кусочки картона, в сканеры, и поплывут изображения незримыми путями, и отразятся на экранах компьютеров, чтобы вскоре в тысячах повторений обрести новую жизнь в книге, напоминающей самое дорогое наше
сокровище - семейный альбом…
Опубликовано в журнале «Партнер» (Дортмунд, Германия), № 12, 2011 г.