Ущелье Мариам-Дере
Здесь и далее фото 1966 года
Продолжаем цикл
"Путешествия по СССР". Осмотрев
Бахчисарайский дворец, мой отец Анатолий Сирота (
turnepsik) отправился пешком к развалинам Успенского пещерного монастыря, а оттуда в крепость Чуфут-Кале. В наши дни это вполне цивилизованные, посещаемые места: монастырь восстановлен, Чуфут-Кале входит в состав Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника. Но в 1966 году, когда состоялось это путешествие, здесь был безлюдный и заброшенный край с каменистыми заросшими тропами. Так что сама идея отправиться в одиночестве в Чуфут-Кале была, по тем временам, довольно экстравагантной.
Я видел мертвый город: ямы
Былых темниц, глухие храмы.
Безмолвный холм Чуфуткалэ...
Небес я видел блеск блаженный,
Кремнистый путь, и скит смиренный,
И кельи древние в скале.
писал Владимир Набоков в стихотворении "Крым" (1920) об этих местах.
"Кремнистый путь" - это ущелье Мариам-дере, по которому идет дорога к пещерному Успенскому монастырю. С обеих сторон глубокого ущелья поднимаются отвесные скалы высотой до 140 метров. Живописное, романтичное и небезопасное место! Почему именно здесь был основан монастырь, врезанный в каменный утес?
"Скит смиренный"
Историки объясняют основание монастыря так: в 754 году византийские императоры наложили запрет на почитание икон. Тысячи икон были сожжены, не согласные с политикой иконоборчества священнослужители жестоко преследовались, монастыри разрушались. Христиане, не желающие отказаться от икон, искали убежище в иных краях. Бежавшие в Крым византийские монахи основали несколько пещерных монастырей. Крутые скалы служили монастырям укрытием, пещеры в мягком известняке нетрудно было расширить и использовать как храмы и кельи. Самый значительный из крымских пещерных монастырей - Успенский - основан, предположительно, в 8-9 веках.
Успенский монастырь
Легенда же повествует о том, что однажды некий пастух увидел высоко на скале икону Богоматери и горящую перед ней свечу. Икону с почестями перенесли в селение, но утром она вновь оказалась на том же самом месте на скале. Тогда люди поняли, что Богоматери угодно, чтобы ее икона находилась именно здесь. Они высекли в скале храм и перенесли туда икону. Явление иконы произошло 15 августа, в день Успения Богоматери, поэтому новый храм, а впоследствии и монастырь, посвятили этому событию, а ущелье получило имя Марии - Мариам-дере. В праздник Успения в монастырь стекались верующие со всего Крыма.
Наскальная роспись в Успенском монастыре
Место, где, по легенде, пастуху явилась икона, был отмечено наскальным изображением Богоматери с младенцем на руках (Одигиртия) и, по обе стороны от нее, фигурами семи херсонесских мучеников. Интересно, что на фото 1966 года, которое мы представляем, Богоматерь изображена во весь рост, а явившаяся, согласно легенде, на скале икона была поясной, так же как изображение, которое находится на стене сейчас. Очевидно, в 1960-е годы еще сохранились остатки росписи середины XIX в. При восстановлении монастыря она была закрашена современной росписью.
Успенский монастырь был центром религиозной жизни православного Крыма. Именно здесь митрополит Игнатий в 1778 году призвал христиан покинуть пределы Крымского ханства. (Это переселение было связано с противостоянием Российской империи Крымскому ханству и с общим упадком христианства в Крыму.) Россия выделила переселенцам средства и земли, и они двинулись с Крымского полуострова к Азовскому морю, где основали город Мариуполь. Впереди вереницы подвод переселенцы несли ту самую икону из Успенского монастыря, найденную, по преданию, на скале. (По другим сведениям, икону перевозили в большой бочке с зерном, чтобы уберечь ее от похищения.)
Успенский монастырь
В истории монастыря периоды процветания перемежались с трудными временами. До утверждения в Крыму советской власти на территории обители было два пещерных храма - Успенский и евангелиста Марка, еще три церкви, братские корпуса, дома для настоятеля и паломников, фонтаны и фруктовый сад с часовней, старинный водопровод. В монастыре было более 60 монахов и послушников. Монашеские кельи были вырублены в скале. "Пещеры сообщаются между собою посредством легкой галереи, тянущейся на большом расстоянии вдоль обрывистого края горы, и служат кельями инокам. Дорога пролегает в глубоком овраге, а к кельям ведут лестницы, высоченные в утёсе", - так описывал монастырь Географическо-статистический словарь Российской империи в 1852 году.
Успенский монастырь
В 1921 году монахов обвинили в заговоре против советской власти и расстреляли, монастырь закрыли, его имущество разграбили, на территории разместили трудовую колонию. Крымское землетрясение 1927 года разрушило многие постройки на крутом утесе. В годы Великой Отечественной войны в уцелевших помещениях монастыря находился военный госпиталь. В 1993 году, когда монастырь был возвращен церкви, началось его восстановление, и сегодня это действующий мужской монастырь.
"Ямы былых темниц"
От монастыря путь лежит к древней крепости Чуфут-Кале. Плато Бурунчак, на котором расположена крепость, выглядит неприступным: со всех сторон, кроме восточной, оно круто обрывается вниз. И хотя высота плато отнюдь не заоблачная - около 580 метров, перед путником открывается впечатляющее зрелище. Вот как описал саму крепость и путь к ней польский поэт Адам Мицкевич, который побывал в Чуфут-Кале в 1820-е годы: "Чуфут-Кале - местечко, расположенное на высокой голой скале. Домики, на краю пропасти стоящие, похожи на гнёзда ласточек. Тропинка, по которой надобно взбираться на гору, для путника затруднительна и опасна: она висит над бездною. Если взглянуть вниз из окна одного из тех домиков, то взор падает в глубину неизмеримую".
Чуфут-Кале - многослойный архитектурный комплекс, сменивший несколько названий и ставший домом для нескольких народов. Находки археологов подтверждают, что плато Бурунчак было заселено еще в неолите, не менее 7 тысяч лет назад.Как считают историки, византийцы построили крепость на границе своих владений в 6-7 веках. До наших дней сохранились фрагменты крепостных стен и ворот, жилых построек и более ста пещер, которые служили хранилищами и… темницами. Чуфут-Кале - наиболее сохранившийся среди пещерных городов Крыма.
Пещерный город
В письменных источниках город-крепость на плато впервые упоминается в 13 веке под тюркским названием Кырк-Ор (сорок крепостей). В 13-14 веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от Золотой Орды. Предположительно оно было основано аланами. Аланы - народ иранского происхождения, принявшие христианство союзники Византии, которые мигрировали в Крым.Кырк-Ор быстро исламизировался, надежную крепость заселили страдавшие от монгольских набегов татары. В 14 веке Кырк-Ор становится главным городом Золотой Орды в Крыму и самой мощной крымской крепостью.
Кырк-Ором управляли предки легендарной Джанике, дочери Тохтамыша, хана Золотой Орды из династии, восходившей к самому Чингисхану. С 1420 года Джанике-ханым, оставшись старшей в роду Тохтамыша, правила в Кырк-Оре. Она вела сложную политическую игру, поддерживая не своих родичей, а крымского хана Хаджи Герея, который претендовал на независимость от Орды и власть в Крыму. Джанике видела в нём своего преемника на крымском престоле. (Напомним, то это был период распада Золотой Орды на самостоятельные ханства, одним из которых стало Крымское.)
Когда Джанике-ханым в 1437 году умерла, крымские ханы воздвигли дюрбе (мавзолей), где похоронили её с титулом Великой Государыни. Мавзолей - строгий восьмигранник под черепичной крышей - прекрасно сохранился. К мавзолею примыкает покрытый резьбой портал с массивной глубокой аркой. Мраморное надгробие украшено арабской надписью: «Это - гробница Великой Государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года».
Мавзолей дочери Тохтмыша Джанике-ханым. 15 век.
Желание Джанике осуществилось: в середине 15 века Кырк-Ор становится резиденцией крымских ханов. Первый крымский хан, основатель династии Гиреев Хаджи-Гирей превратил старую часть города в свою крепость. Предшествующие сооружения были полностью разобраны, материалы из них использовались при обновлении стен. Крепость была надежным убежищем в период борьбы крымских ханов с Золотой Ордой. Когда после распада Золотой Орды Крымское ханство обрело самостоятельность и заметно усилилось, значение Кырк-Ора как крепости упало. В начале 16 века хан Менгли-Гирей переселился в новую столицу - Бахчисарай.
Вид на долину от мавзолея Джанике-ханым
С конца 15 века название "Чуфут-Кале" наводило ужас: это была одна из самых страшных темниц крымских ханов. Старый город на плато стал местом заточения знатных пленников (незнатных продавали в рабство) в уже упомянутых пещерах. Здесь содержали только ценных узников: послов с целью «надавить» на пославших их государей, именитых военнопленных, чтобы получить за них хороший выкуп или выгодно обменять. Всего один печальный пример. В 1661 году попавший в плен боярин, воевода Василий Борисович Шереметев был заключён в крепость. В плену он провёл двадцать с лишним лет, за это время сменилось четыре хана!
Боярин в отчаянии писал царю Алексею Михайловичу о невыносимых условиях своего заключения: "Кайдалы на мне больше полпуда, четыре года заперт я в палату, окна заделаны каменьями, оставлено только одно окно, и свет вижу, и ветер проходит только в то окно. На дворе из избы пяди не бывал я шесть лет и нужу всякую исполняю в избе, и от духу и от нужи и от тесноты больше оцынжал, и зубы от цынги повыпадали, а от головных болезней вижу мало, а от кайдалов обезножил, да и оглодел". Только в 1681 году, после заключения Бахчисарайского мирного договора между Россией и Крымским ханством, Шереметев был освобожден за выкуп, причем через год несчастный боярин, потерявший в плену здоровье, умер.
Почему же эта много повидавшая крепость получила название Чуфут-Кале?
Об этом - в следующем посте.
Продолженie будетъ!
Все слайды сделаны моим отцом Анатолием Сиротой (
turnepsik) в 1966 году фотоаппаратом ";Киев" на цветной обращаемой пленке, производство ГДР, проявлены самостоятельно в домашних условиях. Слайды отсканированы мною в 2020 году на слайд-сканере Plustek OpticFilm 7600i.
Путешествия по СССР. Крым. Часть 1.
Генуэзцы в Крыму.
Путешествия по СССР. Крым. Часть 2.
Я посетил Бахчисарая в забвенье дремлющий дворец Полезные источники
Татьяна Михайловна Фадеева. Тайны горного Крыма
http://www.e-reading.club/chapter.php/1021310/26/tatyana-fadeeva-tayny-gornogo-kryma.htmlЖивой журнал
vittasim. Свято-Успенский мужской монастырь
https://vittasim.livejournal.com/252149.htmlБахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь
https://www.liveinternet.ru/users/margareetta/post242973961