Не первый раз я приглашаю вас в дворцовый парк Щветциген. Я показывала красивейший павильон парка "Мечеть" в
разгар лета и
в пору цветения сакуры. Посмотрим, как выглядит дворцовый парк в октябре.
Этот роскошный парк появился по воле просвещённого и могущественного курфюрста Пфальца Карла IV Теодора (правил с 1742 по 1799 гг.). Курфюрсту полагалось жить в Манхайме, где он выстроил внушительный дворец и многое сделал для того, чтобы Манхайм не уступал европейским столицам. Но Карлу Теодору милее был летний, в прошлом охотничий, дворец в соседнем Шветцингене. Курфюрст, большой любитель изящных искусств, задумал превратить дворец и парк в «маленький Версаль» и перебирался туда из Манхайма со своим двором.
Дворец я покажу как-нибудь в другой раз, сейчас оправляемся в парк. Разбивка дворцового парка на площади в 70 гектаров началась в 1752 году. Парк - прекрасный образец ландшафтной архитектуры барокко - был создан одаренными архитекторами и садовниками своего времени. Самым известным из них был Никола де Пигаж, родом из Лотарингии (1723-1796), ставший придворным архитектором курфюрста. По проекту француза были построены театр, оранжерея и многочисленные архитектурные павильоны парка.
Де Пигаж заложил перед дворцом строго симметричный французский парк по образцу версальского - с партером, террасами, живой изгородью правильных геометрических форм, зелеными беседками и фонтанами. "Пфальцский Версаль" был в 18 веке одним из блестящих дворов Германии. Охота, балы, концерты прославленных виртуозов, театральные представления сменяли друг друга каждый день. Не только театр, но и французский парк становился местом проведения пышных празднеств.
Фонтан Ориона
В центре парка - фонтан Ориона. Напомню античный миф: певца Ориона хотели убить морские разбойники. Перед смертью запел в последний раз, и его прекрасное пение очаровало дельфинов. Орион бросился в море, и дельфины вынесли его из волн на своих спинах.
Далее аллея ведет к двум скульптурам королевских оленей, расположенных по обеим сторонам небольшого водоема. Рядом с оленями - атакующие их собаки. Эти скульптурные композиции напоминают о том, что изначально дворец был охотничьим замком.
Парковый павильон "Храм Минервы" (1766-73)
Парковый павильон "Храм Минервы" (1766-73)
Парк состоит из "Парка аллегорий" (Garten der Allegorien) с аллегорическими статуями, и "Парка Рассудительности" (Garten der Vernunft), где находятся разнообразные павильоны: античные "храмы" - храм Минервы, храм Меркурия, храм Аполлона, храм Ботаники, - римские купальни, оранжерея и даже мечеть. Эти парковые постройки, согласно представлениям эпохи Просвещения, побуждали человека предаваться философским размышлениям и учили толерантности. Во времена курфюрста вся парковая зона (за исключением римских купален - личных апартаментов Карла Теодора) была открыта для посетителей бесплатно.
Парковый павильон "Мечеть". Галерея, опоясывающая двор мечети.
В 1780 году в этом уголке дворцового парка разбили турецкий сад, а в 1778-95 гг. по проекту Николя де Пигажа построили павильон "Мечеть", в котором гармонично сочетаются элементы восточной архитектуры и стиля барокко.
"Мечеть". Галерея и угловой павильон
"Мечеть". Угловой павильон
Парковый павильон "Мечеть". Воспоминания об Альгамбре)
Парковый павильон "Мечеть".
Парковый павильон "Мечеть".
Парковый павильон "Мечеть".
Парковый павильон "Мечеть". Купол и минарет
БОльшую часть территории занимает английский пейзажный парк с извилистыми тенистыми тропинками, прудами и ручейками,через которые перекинуты живописные мостики.
Парковый павильон "Храм Аполлона" (1761-77).
В центре ротонды - статуя Аполлона.
Вид на статуи сфинксов от храма Аполлона
Вдали - парковый павильон "Храм Меркурия".
По замыслу архитектора Пигажа, эти мрачноватые псевдоруины, сооруженные в 1787 году,
должны были контрастировать с нарядной мечетью, расположенной напротив.
Вернемся сюда летом, когда на аллеях парка появятся прекрасные цветы)