Продолжаем цикл
"Путешествия по СССР". Мы странствуем по Армении 1979 года. Из
ДИЛИЖАНСКОГО ЗАПОВЕДНИКА перемещаемся на Араратскую равнину, в Эчмиадзин, высший духовный центр Армении, чтобы осмотреть древние храмы, увидеть торжественный выход к народу главы армянской церкви Католикоса Вазгена Первого и понаблюдать за тем, как совершается обряд освещения соли - матах.
О том, как выглядел Эчмиадзин в 1979 году, расскажут слайды, сделанные моим отцом Анатолием Сиротой (
turnepsik).
Ныне этому городу, основанному во 2 веке до н.э., расположенному в 20 километрах от Еревана, снова возвращено его исконное название Вагаршапат. В 1945-1995 годах город назывался по имени находящегося в нем монастыря Эчмиадзин. Такая смена названия в атеистические советские времена казалась странной: Эчмиадзин по-армянски означает "Сошествие Единородного" и напоминает о принятии христианства в Армении. Вот как рассказывает об этом предание.
Эчмиадзин. Кафедральный собор. 4-19 вв.
В конце 3 - начале 4 века н.э. в Вагаршапате, в ту пору столице Армении, правил царь Трдат III, преследовавший христиан. Он приказал забросать камнями 40 девушек-христианок, которые пришли в Армению из Рима, спасаясь от гонений императора Диоклетиана. После мученической смерти христианских дев царь лишился рассудка. Вещий сон указал ему путь к спасению: он должен был освободить томившегося 17 лет в яме христианского проповедника Григория и выслушать его проповедь. Освобожденный из заточения Святой Григорий Просветитель (Сурб Григор Лусаворич) вернул царю разум и обратил его в христианство. Примеру Трдата III последовали все его подданные, и в 301 году Армения стала первой в мире страной, провозгласившей христианство государственной религией.
Эчмиадзин. Кафедральный собор. 4-19 вв.
Место для главного храма Армянской апостольской церкви, нынешнего кафедрального собора Эчмиадзина, по преданию, указал Григорию Просветителю сошедший на землю Иисус. Отсюда и название, о котором говорилось выше : "Сошествие Единородного" - Эчмиадзин. На местах мученической кончины христианских дев, канонизированных как святые, были в 6-7 веках построены церкви Сурб Гаяне, Сурб Рипсиме и Сурб Шогакат. И поныне эти храмы остаются величайшими святынями армян.
Фрагмент оформления входа в собор
Эчмиадзинский собор, один из древнейших христианских храмов, первоначально был деревянным и лишь в VII веке его заново перестроили в камне. В XVII веке над ним возвели новый современный купол и трёхъярусную колокольню, а в XVIII веке с трех сторон пристроили шестиколонные ротонды. В ХХ веке перестройки и украшение соборного интерьера продолжались.
Фрагмент оформления входа в собор
Фрагмент оформления входа в собор
Недалеко от собора, на территории Эчмиадзинского монастыря находится резиденция Католикоса всех армян - преемника Григория Просветителя, Верховного патриарха Армянской апостольской церкви и духовного лидера армянского народа во всем мире. Возглавляемая им церковь - одна из старейших христианских церквей. Вместе с коптской, эфиопской и некоторыми другими церквями она относится к так называемой Древневосточной ветви христианства, отличающейся в догматике и обрядах от католицизма, православия и протестантизма.
Торжественный выход из резиденции Католикоса всех армян Вазгена Первого (в центре)
Католикоса пожизненно избирает в Эчмиадзине тайным голосованием Национально-церковное собрание, которое состоит из духовенства и мирян, представляющих все епархии и общины Армянской апостольской церкви в мире (около 300-400 человек).
Роль Католикоса как духовного главы всего армянского народа со временем возрастала, поскольку Армения несколько раз за свою историю лишалась государственности и сейчас более двух третей армян живет за пределами страны.
Католикоса сопровождают шатиры - почетная свита в красных одеяниях с булавами в руках.
Сопровождающие Католикоса священники
Сопровождающие Католикоса священники
Сопровождающие Католикоса священники
Католикос - первый среди равных, поэтому он одет так же, как и сопровождающие его священники, за исключением нескольких знаков отличия, таких как бриллиантовый крест на клобуке (виден на следующем фото).
Католикос всех армян Вазген Первый
В 1979 году, когда мы побывали в Эчмиадзине, Католикосом всех армян был выходец из Румынской епархии Вазген Первый (1908 - 1994), избранный в 1955 году. В списке Патриархов-Католикосов Эчмиадзинского католикосата, который ведется со времен Григория Просветителя, он 132-й.
Возвращение Католикоса в резиденцию после богослужения
Возвращение Католикоса в резиденцию после богослужения
Посмотреть, как Католикос шествует из своей резиденции в собор, съехались в тот жаркий августовский день тысячи людей. Удивляюсь, как нам удалось пробраться в первые ряды и сделать несколько фотографий.
Возвращение Католикоса в резиденцию после богослужения
Храмы Эчмиадзина не складываются в общий ансамбль, они стоят довольно далеко друг от друга, каждый по отдельности, на фоне полей и далеких гор.
Церковь Сурб Рипсиме построена в 618 году, по преданию, на месте мученической смерти прекрасной девушки-христианки, которая не желала уступить царю-язычнику Трдату. Рипсиме сумела бежать из его дворца, но царские слуги догнали ее и и убили.
Церковь Сурб Рипсиме, 618 год
Церковь хорошо сохранилась до наших дней без серьезных переделок, ее называют лучшим образцом крестово-купольного храма в средневековой Армении, шедевром раннехристианского зодчества. Авторы путеводителя по Армении А. Григорян и Н. Степанян (Москва, "Искусство", 1985) так пишут о церкви Сурб Рипсиме: "Высокие архитектурные и конструктивные достоинства этого храма отмечаются во всех трудах по раннехристианской архитектуре Кавказа. Декоративное убранство здесь предельно скромно, но в этом памятнике "чистой" архитектуры проявляются свойства пластического мышления, основополагающего для всего армянского средневекового искусства. Его объем отличается редкой мощью и простотой.
Церковь Сурб Рипсиме
Рипсиме - произведение глубок новаторское Фасады мощные, гладкие, приобретают особую выразительность от двух высоких ниш, идущих через всю стену к основанию. Глубокие тени, которые ложатся в ниши, придают храму характер скульптуры. Так он и высится на холме, полностью соответствуя понятию "памятник" . Медлительная, но непреложная логика развития каменных масс, их смена, чередование углов и ниш составляют то совершенство, которое и сделало этот храм в Армении образцом для бесконечного варьирования, создав обширный ряд построек "типа Рипсиме"." (текст приводится в сокращении)
Церковь Сурб Рипсиме
Церковь Сурб Рипсиме
В 1776 г. церквь Сурб Рипсиме была ограждена стенами с башнями из необожженного кирпича.
Гаяне была наставницей красавицы Рипсиме и разделила ее судьбу. Храм Сурб Гаяне построен в 630 году, так же, как и церковь Сурб Рипсиме, на месте гибели мученицы (сохранился склеп с мощами). К сожалению, храм не дошел до нас в своем первоначальном виде - он был частично переделан в конце 17 века, тогда же с запада к нему был пристроен арочный притвор - место погребения иерархов армянской церкви.
Церковь Сурб Гаяне, 630 год. Восточный фасад.
Церковь Сурб Гаяне, западный фасад с арочным притвором 17 века.
Церковь Сурб Гаяне, арочный притвор.
Церковь Сурб Гаяне, свод арочного притвора
Церковь Сурб Гаяне, надгробные плиты в арочном притворе.
Церковь Сурб Гаяне, надгробные плиты в арочном притворе.
Во дворе перед храмом Сурб Гаяне священники совершают старинный обряд Армянской апостольской церкви матах (буквально «поднести соль»): освящение соли для приготовления благотворительной трапезы по случаю важного события в жизни семьи. Когда мы осматривали пустующие уединенные храмы в
ДИЛИЖАНСКОМ ЗАПОВЕДНИКЕ, то видели остатки жертвоприношений - петушиные головы и лапки. Тогда, в 1979 году, матах часто искажался. Главный смысл обряда не в жертвоприношении, а в оказании милости неимущим. Однако вместо того чтобы принести соль для освящения в церковь и затем использовать ее для благотворительной трапезы, жители приносили в жертву петухов, устраивая жертвенники близ заброшенных храмов. В Эчмиадзине мы впервые наблюдали, как проводится обряд матах в изначальном виде, как освящается соль в самой прозаической магазинной упаковке и ждут своей участи коричневые петухи, которым вскоре суждено отправиться в кастрюлю.
Обряд матах
Обряд матах
Обряд матах
Обряд матах
Обряд матах
Трапеза, приготовленная с освященной солью, устраивается по разным поводам: в благодарность Богу за милость (например, за выздоровление), с молитвой о помощи, во исполнение данного обета, по случаю церковного праздника.
Праздничная трапеза после обряд матах
Для приготовления благотворительной трапезы закалывают быка, барана, чаще всего - домашнюю птицу мужского пола. Мясо, которое варится в воде с добавлением освящённой соли, не должно оставаться на следующий день. Совершившие обряд устраивают застолье у себя дома и раздают мясо неимущим: мясо быка - в 40 домов, барана - в 7 домов, петуха - в 3 дома.
Этот барашек явно ждет совершения обряда матах(
Церковь Сурб Шогакат была построена в 6 веке. Название Шогакат связано с видением Григория Просветителя и означает «ниспадение луча». Считается, что на этом месте были убиты девы-рипсимянки - спутницы Рипсиме и Гаяне. Первоначальный храм не сохранился. Новая церковь была возведена в 1694 году в традиционных для армянской архитектуры формах.
Церковь Сурб Шогакат
Фрагмент старинной резьбы
В монастырском дворе выставлены древние хачкары - крест-камни, покрытые сложным орнаментом. Они устанавливались в честь знаменательных событий.
Хачкар 9 века
Средневековый хачкар
Средневековый хачкар
Средневековый хачкар
Средневековый хачкар
Эчмиадзин с его храмами, постренными на месте мученической кончины дев-рипсимянок, - прекрасное и печальное место. Здесь несколько старинных кладбищ. В конце 1970-х годов они были в некотором запустении, придававшем Эчмиадзину грустную поэтичность.
Надгробия близ церкви Сурб Гаяне
Все слайды сделаны Анатолием Сиротой (
turnepsik) в 1979 году фотоаппаратом "Киев"
на цветной обращаемой пленке ORWO CHROM UT18, производство ГДР.
Слайды отсканированы мною в 2016 году на слайд-сканере Plustek OpticFilm 7600i.
О путешествиях по Армении можно прочитать здесь:
Часть 1.
Воспоминания о Дилижане. Последний из молокан Часть 2.
Дилижан сорок лет спустя: в поисках раяЧасть 3.
Вокруг Дилижана. Монастыри и петушиные головы ПРОДОЛЖЕНИЕ