Выставка "По следам 0,10" : Базель отмечает столетие "Черного квадрата"

Dec 23, 2015 15:56




Фонд Бейлера (Fondation Beyeler) в Базеле славится своим собранием искусства 20 века и масштабными выставками, которые  становятся заметными событиями европейской художественной жизни. Выставка "По следам 0,10 - последняя футуристическая выставка живописи" (Auf der Suche nach 0,10 - die letzte futuristische Ausstellung der Malerei) проходит в Базеле с 4 октября 2015 по 10 января 2016. Она приурочена к  столетию знаменитой выставки «0,10» (ноль-десять), которая состоялась в Петрограде зимой 1915-1916 годов.
Из более чем 150 работ, которые выставлялись в Петрограде, почти две трети были утрачены, но благодаря участию Третьяковской галереи, Русского музея, Музея современного искусства (Нью-Йорк), Центра Помпиду (Париж), в общей сложности 33-х государственных и частных коллекций из семи стран, организаторам экспозиции в Базеле удалось частично реконструировать выставку, заполнив пробелы работами, созданными участниками выставки в Петрограде в те же годы.




Афиша выставки "По следам 0, 10" в Базеле



Афиша последней футуристической выставки картин «0,10» в Петрограде. 1915

Последняя футуристическая выставка картин «0,10» проходила в художественном бюро Надежды Добычиной (Дом Адамини) на Марсовом поле в Петрограде с 19 декабря 1915 года по 17 января 1916 года. Называя выставку "последней футуристической", участники декларировали завершение футуристического периода в русской живописи, на смену которому шел супрематизм.



Страница каталога выставки «0,10»




События и даты: экскурс в историю русского искусства начала 20 века



Участники выставки: фотографии и биографии

Выставка была организована по инициативе одного из участников, художника Ивана Пуни. «0,10» - это не одно число (одна десятая), а числа ноль и десять, перечисленные через запятую. Ноль означает отсутствие (нулевое количество) предметных форм в супрематизме, десять - количество художников, первоначально планировавших участвовать в выставке. Однако когда участников стало четырнадцать, название не было изменено.



Зал русских художниц-футуристок:  Любови Поповой, Надежды Удальцовой и Ольги Розановой

Под сенью легендарного «Черного квадрата» Казимира Малевича через сто лет в Базеле встретились произведения почти всех  остальных участников «0,10» - Любови Поповой, Надежды Удальцовой, Ольги Розановой, Владимира Татлина, Ивана Клюна, Михаила Менькова, Веры Пестель, Ивана Пуни, Натана Альтмана, Марии Васильевой, Василия Каменского, Ксении Богуславской, Анны Кирилловой. Некоторые из этих художников принимали участие в Первой футуристической выставке «Трамвай В», проходившей в марте 1915 года.




Любовь Сергеевна Попова ( 1889 - 1924) - крупнейшая художница русского авангарда
(супрематизм, кубизм, кубофутуризм, конструктивизм), график, дизайнер, театральный художник.



Любовь Попова. Натюрморт. 1915






Любовь Попова. Рельеф "Портрет дамы". 1915



Любовь Попова. Путешественница. 1915



Почтовые открытки, посланные Любовью Поповой Александре Деге в Бирск. 1915



Надежда Андрееевна Удальцова (1886 - 1961) - яркий представитель русского авангарда в живописи (кубофутуризм, супрематизм) .




Работы Надежды Удальцовой. На переднем плане картина  "Кухня" 1915.



Работы Надежды Удальцовой и Любови Поповой (слева)



Надежда Удальцова. За пианино, 1915




Ольга Владимировна Розанова (1886 - 1918) - одна из крупнейших художниц русского авангарда.



Ольга Розанова. Письменный стол. 1915



Ольга Розанова. Уличный кинотеатр "Модерн". 1915


Ольга Розанова. Шкатулка для рукоделия. 1915






Мария Ивановна Васильева (1884 - 1957) - французская художница русской эмиграции.




Мария Васильева. Крыши. 1915



Мария Васильева. Испанская бухта. 1915



Вера Ефремовна Пестель (1887- 1952) - художница и педагог.



Произведения Веры Пестель




Владимир Евграфович Татлин (1885 - 1953) - живописец, график, дизайнер и художник театра. Один из крупнейших представителей русского авангарда, родоначальник конструктивизма. Проект Памятника III Интернационала (1919-1920) Татлина с вынесенной наружу несущей конструкцией стал одним из  символов мирового авангарда и своеобразной визитной карточкой конструктивизма.






Владимир Татлин. Угловой рельеф. 1914



Иван Альбертович Пуни, во французском  языке Жан Пуньи́ ( Jean Pougny, 1894 - 1956) - русско-французский художник-авангардист, супрематист и кубист.



Иван Пуни. Рельеф. 1915



Произведения Ивана Пуни


Иван Пуни. Портрет жены художника. 1914



Иван Васильевич Клюн (настоящая фамилия - Клюнков, 1873 - 1943) - русский художник
и теоретик искусства, мастер русского авангарда.




Иван Клюн. Озонатор. 1914



Иван Клюн. Беспредметная композия. 1914




Василий Васильевич Каменский (1884 - 1961) - русский поэт-футурист,
один из первых русских авиаторов.



Василий Каменский. Портрет Николая Евреинова. 1915



Сборник Каменского «Нагой среди одетых», в соавторстве с поэтом-любителем Андреем Кравцовым. 1914



Михаил Иванович Меньков (1885 - 1926) - художник и фотограф. Деятель русского авангарда,
ближайший помощник Казимира Малевича периода общества «Супремус».






Михаил Меньков. Газета, 1915




Натан Исаевич Альтман (1889-1970) - русский и советский живописец, художник-авангардист (кубизм),
скульптор и театральный художник, заслуженный художник РСФСР (1968).


Натан Альтман. Кувшин и помидоры. 1912




Ольга Розанова, Ксения Богуславская и Казимир Малевич на выставке «0,10»



Ксения Леонидовна Богуславская (Богуславская-Пуни, Пуни-Богуславская; 1892 - 1971) - живописец, график, театральный художник, дизайнер, поэтесса. Входила в творческое общество художников-авангардистов «Супремус». С 1913 года - замужем за Иваном Пуни. Их квартира и мастерская в Санкт-Петербурге была с 1913 по 1915 годы своеобразным «салоном», местом встреч художников и поэтов, авангардистов и футуристов.




Анна Михайловна Кириллова (1886 -1967).
Об этой художнице известно мало, ее работы не сохранились.



Каталог выставки "По следам 0,10" в Базеле



Казимир Северинович Малевич ( Kazimierz Malewicz, 1879 - 1935) - художник русского авангарда, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма - одного из самых ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени. На современных художественных аукционах работы Малевича оставляют далеко позади произведения других русских и советских художников, их стоимость доходит до 60 миллионов долларов.



Экспозиция работ Малевича на выставке «0,10», фотография 1915 года.

"Звездой" выставки «0,10» был Казимир Малевич. В "красном углу" выставочного помещения, где у православных по традиции висят иконы, Малевич водрузил «Черный квадрат», указанный в каталоге как «Чёрный четырёхугольник» и ставший впоследствии  известнейшей картиной русской авангардной живописи, «иконой русского авангарда». Были представлены и другие картины Малевича, всего более 30, в том числе «Чёрный крест», «Чёрный круг», «Красный квадрат».
Реакция современников на выставку была бурной и неоднозначной. Так Александр Бенуа резко раскритиковал её и, в особенности, «Чёрный квадрат». Многие критики были недовольны тем, что Малевич демонстративно повесил картину в красный угол.



Казимир Малевич. Черный крест (1915), Черный квадрат (1929), Черный круг (1915)

Соратники Малевича не были готовы полностью принять супрематизм и признать его наследником футуризма, поэтому Малевичу не разрешили упоминать супрематизм ни в каталоге, ни в экспозиции. Полотна носили сложные, развёрнутые названия, что отчасти было связано с запретом на название «супрематизм». Картины вывешивались в ночь перед открытием лично Малевичем, чтобы никто раньше времени их не увидел. За несколько часов до вернисажа он написал от руки несколько плакатов с надписью «супрематизм живописи» для неподготовленной публики. На вернисаже распространялась книга-манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», изданная Михаилом Матюшиным.


Казимир Малевич. Черный квадрат. 1929. Гоосударственая Третьяковская галерея.
На выставку в Базеле  привезли более поздний вариант "Черного квадрата", а не тот,
который был представлен в экспозиции 1915 года.

День открытия выставки, 19 декабря 1915 года, можно считать дебютом "Черного квадрата", но стоит вспомнить, что впервые прототип "Черного квадрата" предстал перед публикой на театральной сцене. Третьего и пятого декабря 1913 года в петербургском театре «Луна-Парк» прошли спектакли футуристической оперы «Победа над Солнцем». Музыку и тексты для авангардного спектакля о людях будущего сочинили композитор Михаил Матюшин и поэт Алексей Крученых, а за художественное оформление отвечал Казимир Малевич. Черный квадрат появился в эскизах декораций и костюмов как новый символ солнца. В одном из действий театральный занавес с изображением огромного четырехугольника не раздвигался, а разрывался пополам.
Малевич создал несколько вариантов "Черного квадрата": две картины хранятся в Третьяковской галерее, одна в Русском музее, одна в Эрмитаже. Они отличаются размером и фактурой.




Несколько отвлекаясь от выставки, напомним, что "Черный квадрат" сопровождал своего создателя в последний путь. По инструкциям, оставленным художником в завещании, его друзья заказали гроб сложной формы, в головную часть белой крышки вписали черный квадрат, а в изножье - красный круг. В мае 1935 в советском Ленинграде по  Невскому проспекту прошла супрематистская похоронная процессия: перед автомобилем, обтянутым красной тканью с квадратом и кругом по бокам, шла ученица художника с «Черным квадратом» в руках.









Залы Малевича на выставке в Базеле

Малевич умер, но  его "Квадрат" продолжает жить  в мировом искусстве. Черное  супрематическое солнце уже столетие  вдохновляет художников разных стран. Их достижениям посвящена еще одна выставка в Фонде Бейлера -

"Black Sun" - "Черное солнце"

На этой выставке представлены 36 произведений, авторы которых вступают в творческий диалог с Малевичем, начиная с его современников Василия Кандинского и Пита Мондриана и заканчивая известными художниками  21 века. Абстрактный экспрессионизм и минимализм, кинетизм и концептуализм - все течения искусства 20 века вышли, согласно концепции выставки, из "Черного квадрата", как русские писатели из "гоголевской шинели". Кураторы выставки поясняют: "Выставку "Черное Солнце" не следует понимать как всеобъемлющий обзор наследия Малевича, она не претендует на историческую полноту. Скорее, она должна дать пищу для размышлений, выявить не только параллели с Малевичем, но корреляции и контрасты".



Пит Мондриан, Нидерланды. Композиции  начала 1930-х гг.



Жан Тингли, Швейцария. Мета-Малевич. Мета-механический рельеф. 1954



Жан Тингли, Швейцария. Метаморфоза. 1956



Марк Ротко, США. Работы 1960-х гг.



Сол Левитт, США.  Настенная роспись. 1981



Дэн Флавин, США. Монумент 1 В. Татлину. 1964



Сол Левитт, США. Куб. 1969


Энди Уорхол, США. Черно-белые несчастья (15 смертей 17 раз в черно-белом). 1963



Илья и Эмилия Кабаковы, Россия - США. Супрема, пропущенная Малевичем. Черный угол. 2006






Джонатан Монк. От А к Б и обратно. 2003
(Превращение черного квадрата в красный)



Произведения Ричарда Серра, США. 2000-е годы





Тони Смит,  США. Десять элементов. 1975-79 гг.




Обе выставки сопровождаются обширной культурной программой: экскурсии, доклады, концерты, перформансы с пением русских романсов чтением футуристических стихов на русском языке, мастер-классы для детей и взрослых по изготовлению супрематических коллажей, поделок, сумок, сеансы художественного разрисовывания лица в супрематическом стиле и прочие развлечения. 19 октября, в столетнюю годовщину открытия петроградской выставки, гости приглашались в "Wodkabar" выпить за искусство и за сотрудничество России и Швейцарии. Супрематическое солнце светит всем!



Перформанс!
Русские романсы под гитару: "Только раз бывает в жизни встреча..."



Перформанс!
Исполнение футуристических стихов

"Заклятие смехом" Велемира Хлебникова:
"О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!"

Зрителям раздавались листовки с переводом на немецкий язык фрагментов поэмы В.Маяковского
"Облако в штанах" (Wolke in Hosen) и стихов Велимира Хлебникова.



Сувениры! Супрематические канцтовары):карандаши. ластики, блокноты...



Сувениры: супрематические чашки и черные матрешки



Сувениры!  "Супрематические носки" и фигурки для вырезания

Россия, Базель, живопись 20 века, Швейцария, живопись, искусство, выставка

Previous post Next post
Up