О самом важном, что занимало меня последние полгода.
Пришло время рассказать о том, что для меня клип «Дыши» и зачем все это. Про выбор песни. Про личное. Про актеров. Про кино. Про процесс. Про сложности и радости.
Про выбор песни.
Эта песня - чистейшие эмоции. А эмоции - это то, что мне дается лучше всего (как в плане визуализации их картинками (фото/видео), так и в плане ощущений/переживаний/тараканов в голове). Когда я услышала эту песню, мои тогдашние эмоции очень сильно совпали с настроением песни: весна, душевный подъем, чистая искренняя надежда на лучшее. Плюс мой слух зацепился за первые строчки («Я не забуду тебя, хоть мы и не встречались. Всё не случилось не зря, все радости-печали»), которые мой мозг тут же трактовал по-своему. И из этой трактовки уже и вырос сценарий. Что-то перещелкнуло и все родилось в одно мгновение на концерте (7 марта 2014, Главклуб, Москва), где я услышала эту песню первый раз. Прямо там еще до разговора с ребятами я поняла, что очень хочу сделать на нее клип. Я начала переговоры с актерами еще до того, как вообще поговорила с группой. И даже если бы у них уже были договоренности с кем-то на эту песню, меня бы это не остановило. Я бы сделала свою версию, не смотря ни на что. Намерение было несгибаемым. И под это несгибаемое намерение чудесным образом нашлись люди, согласившиеся помочь мне в реализации этой идеи.
Я специально не стала спрашивать у Саши предысторию песни, почему она была написана. Не стала просить разжевать мне каждую строчку. А так там может быть несколько трактовок. И, скорее всего, я выбрала ту, которой там вообще быть не могло)) У всех разное восприятие. Я, например, в одной и той же песне Animal ДжаZа могу узреть совершенно разные посылы и интерпретации в зависимости от того, что творится у меня в жизни в этот момент. Я описала свою идею знакомому сценаристу, и он уже расписал подробный сценарий со всеми деталями, локациями и т.д., мы додумывали историю по мере работы над сценарием. Изначально было около 10 вариантов развития событий, в итоге выбрали не совсем «лобовой».
Идею этого клипа можно описать срочками из песни Zero People «Нежнее»:
«А где-то мой ангел живет, курит и пьет коньяк
И тоже кого-то ждет, не зная, что ждет меня..
И, может, устав бродить, встретят искомое
Его любовь и моя.. Незавершенность…..»
Все мы ищем. И иногда не замечаем того, что на самом деле находится рядом. Песня, возможно, немного не об этом, но моя трактовка такова.
Про личное.
Секрет хорошего клипа (да и любого продукта творчества), который достучится до зрителя, в том, что для его создания нужно вывернуть наизнанку душу и расковырять самые жесткие болячки. И чем продуктивнее расковыряешь самое болезненное, тем живее и честнее будет продукт творчества. Это своего рода мазохизм, но положительных моментов во всей этой истории тоже много: если болячки не просто расковырять, но еще и проработать, то с выпуском продукта творчества вся эта каша прочистится, уйдет и освободит свободное пространство для нового и прекрасного. И можно будет _дышать_.
Так что решение втянуться в работу над этим клипом было обусловлено не только желанием сделать кино, но и желанием разобраться в себе в первую очередь. И надо сказать, все получилось. Была ситуация, которая легла в основу клипа и которая в течение всего процесса производства постепенно проработалась.
В итоге этот клип очень помог мне не только вырасти как режиссеру, оператору и т.д., но и отработать некоторые личные штуки. И это здорово. И пусть в реальной жизни финал немного не такой. В жизни «Сережа» «уехал». Но всем стало от этого легче. Останавливать его никто и не думал. Или не хотел думать. Теперь уже неважно. Переписав реальный финал в клиповый, я дала возможность истории обрести жизнь хотя бы на экране. И это помогло отпустить ситуацию.
Про кино.
Смотря какие-либо клипы, особенно русских исполнителей, мне всегда не хватало там души кино. В большинстве своем все клипы выглядят как реклама, как выступление группы, как микс из какой-то истории и выступления группы и т.д. Есть еще клипы, смонтированные из уже существующего фильма. Иногда с досъемками группы, но все равно не чисто «кино для клипа».
А мне все это казалось нечестным и хотелось замутить съемки для клипа на уровне реального кино. Правда, за этот мой опыт я жестко поплатилась на этапе монтажа, но об этом позже.
Я много работала в кино, но как оператор, фотограф, снимала «фильмы о фильмах». Процесс создания кино я знаю изнутри очень хорошо. И мне всегда хотелось самой снимать кино в качестве режиссера.
Так что в этом клипе мне отчасти удалось реализовать свои амбиции. Мы снимали настоящее кино, со всеми его сложностями и практически по всем правилам. Я очень трепетно подходила к каждому пункту, начиная с актеров и заканчивая реквизитом.
Началось все, конечно, с кастинга. Если уж решила снимать кино, то там не могло возникнуть людей с улицы, мне нужны были профессионалы.
Про актеров.
С Сережей Друзьяком мы в то время плотно работали на съемках первого сезона сериала «Корабль», потом просто общались. Я видела его актерскую работу в театре (у Вадима Демчог в «Арлекиниаде») и очень жалела, что в кино у него толком нет драматических ролей. А мне очень хотелось показать его зрителю именно в драматической роли, отойти от его привычных экранных образов. Знала, что он хорош в драме и справится. Поэтому когда пришла идея клипа, то роль главного героя не подлежала вообще никаким обсуждениям. У меня просто срослись воедино кусочки паззла. И Сережа, к моему счастью, не отказал.
А вот с актрисой на роль девушки было очень сложно. Я четко видела в голове картинку того, как должна выглядеть девушка, но знакомых актрис у меня таких не было. Да и незнакомых тоже. Знакомые ассистенты по актерам, по кастинг-процессам разводили руками и не знали, чем помочь. Я перебирала в памяти уже не актеров, а просто друзей-знакомых и, о чудо, поняла, что у меня есть подруга, которая идеально подходит. Я готова была учить ее актерскому мастерству и готовить к съемкам столько, сколько потребуется. Но.. подруга внезапно уехала в Китай на 2 года… Дальше понесся бесконечный кастинг девушек поближе, прерываемый моими воплями: «Нет, ну давайте выпишем ее из Китая, мне все равно как, но я хочу!» Я почти отчаялась, когда Саша вдруг сказал, что у него есть подруга, правда, она из Рязани и сама вокалистка другой группы, и непонятно, согласится ли она сняться в чужом клипе.. Но мы решили хотя бы провести пробы. И когда Лера приехала на кастинг, паззл-таки сложился окончательно.
Ваню на роль общего друга посоветовала одна из актрис, приходивших на кастинг.
А Ваня на роль бойфренда нашелся среди моих кинематографических друзей. Он сам режиссер, оператор и периодически играет «плохих парней» в разных историях) Кроме того, этот выбор впоследствии очень выручил меня в работе с клипом, потому что Ваня мне невероятно помог.
Про процесс. Про сложности и радости.
По большому счету это первый проект, где я сама рулила весь процесс. Фактически я была не только режиссером, оператором, но и продюсером) Потому что вся организация была на мне. Конечно, у меня было достаточно много людей в съемочной группе, занимавшихся разными делами, но так или иначе я была ответственна за все, потому что это выливалось в итоговую картинку на мониторе. Иногда попутно приходилось решать вопросы костюма, грима, кто в какой одежде в какой сцене, сейчас зима или лето, может ли быть в кадре зеленое дерево или нет, собирать народ для массовки, беспробудно общаться с кучей людей, координируя их между собой, следить за каими-то мелочами. Это ооочень сложно. Местами ооочень нервно, но нужно держаться, потому что понимаешь, что если не ты, то все развалится. А такого быть не может.
У нас были смены по 15 часов. На голом энтузиазме. Мне как-то удалось зарядить людей идеей, что надо сделать по-настоящему хороший клип. И я безмерно благодарна всем, кто в итоге втянулся в эту авантюру.
2 раза самые драматичные сцены снимались на 15м часу под утро… И вроде уже все валятся с ног, но вдруг актеры начинают сами плакать в кадре, хотя этого даже не было в сценарии. И ты застываешь в немом оцепенении, полном уважения, и понимаешь, что все у нас получается.
Условия были очень сложными.
Во время ночной сцены на даче все изрядно промерзли. Но мы не могли снимать быстрее, потому что мои амбиции требовали идеальной картинки, а для этого нужно переставлять свет, продумывать мелкие детали и так далее. Сцену с луной снимали уже на рассвете, когда небо начало светлеть, а нам нужно было темное.
Сцену на вокзале мы переснимали. По настроению она мне виделась солнечной, яркой и позитивной, а в назначенный апрельский день съемок шел дождь, было очень холодно и пасмурно, что совсем никак не вписывалось в настроение финальной сцены клипа. Мы сняли как есть, но уже тогда я понимала, что это не то. Решено было переснимать в мае, когда потеплеет и будет солнечно. А учитывая, что часть сцен, завязанных на костюме, уже были отсняты (например, где Сережа выходит из квартиры), то переснимать пришлось и их, потому что не может он выйти из квартиры в куртке, а оказаться на вокзале в легкой рубашке…)
В общем, испытывать судьбу с вокзалом нам пришлось 2 раза. Испытывать судьбу - потому что разрешения на съемку на вокзале нам никто не давал. И на вопросы периодически приходящих полицейских и сотрудников вокзала мне приходилось делать невинные глаза и говорить: «Ой, а мы тут подруге подарок на день рождения снимаем, мы быстро». А у самой внутри все ерзает при мысли о том, что сейчас может сорваться финальная сцена, что люди специально приезжали, что мы собрали массовку и что сейчас все может накрыться медным тазом. Но в конечном счете и здесь нам повезло.
Сцена в кафе снималась в условиях жестко разбегающейся массовки..) Опять же для того, чтобы получить идеальную картинку, мы очень долго выставляли все кадры. И к тому моменту, когда дошли до танцев, время неумолимо стремилось к полуночи. И если мы (съемочная группа) уже были привыкшие к задержкам до рассвета, то массовка незаметно утекала по-английски. Здесь хочется сказать огромное спасибо фан-клубу группу «Animal ДжаZ», из которого в основном и состояла массовка того дня. Самые стойкие все-таки остались и позволили нам снять кадры с танцами.
Понимая, что для сцены в больнице, по-хорошему, нужна настоящая больница, я опросила всех своих знакомых врачей, но там было непробиваемо. Потом пришло осознание, что есть полно киношных больничных декораций. Там тоже было непросто, но с одними из них нам тоже по знакомству удалось договориться.
Конечно, как и в любом кино, часто происходит так, что с этапа написания сценария до запуска в эфир финальной версии очень много всего меняется. И если при прочтении сценария у меня в голове рисовалась одна картинка, то в процессе все менялось. Обусловлено это было тем, что в каких-то моментах по-другому было просто не снять, где-то срывались объекты, где-то длинная драматическая сцена просто не влезала в хронометраж клипа. Но так или иначе, я считаю, что мы сделали достойную работу.
Конечно, немного обидно, что кино пришлось впихнуть всего в 5 минут, ведь снято было на самом деле по-киношному. И на этапе монтажа у меня сердце кровью обливалось, когда приходилось красиво снятые сцены, которые для кино монтировались бы на 10-15 минут, ужимать в 20-30 секунд. И тут уже частенько приходилось жертвовать красотой картинки в пользу того, чтобы зритель понял сюжетную линию. На этом этапе было особенно сложно. И в какой-то момент, сидя за монтажом, я поняла, что не могу больше резать свое произведение, и обратилась за помощью к Ване, сыгравшему роль Лериного бойфренда. Именно Ваня умудрился найти баланс между моими рыданиями по красивым кадрам и хронометражом клипа, в который нужно успеть рассказать историю, и упихнул мой художественный фильм в 5 минут.
Возможно, когда-нибудь я выпущу более полную версию со всеми деталями и красивостями) А еще фильм о том, как все это снималось.
А пока хочу сказать огромное спасибо всем тем, кто согласился работать со мной над этим проектом и помог воплотить его в жизнь. Всем, кто помогал с поиском локаций, кто порой занимался не своим делом, но делал все, чтобы у нас все получилось.
Я понимала, что мы все делаем правильно в те моменты, когда складывались какие-то неимоверные цепочки. C оператором Ваней Кашириным нас в свое время познакомила моя подруга Софи Му (она же помогла договориться со студией LAB Decor для съемок). Когда мы снимали сцену с фотографиями Сережи (их наобум распечатала Катя и принесла мне уже в день съемок), Ваня посмотрел на них и сказал: «А ведь это моя жена фотографировала Сережу в Ялте». А познакомились все только на съемках клипа)) И еще много всего такого, что заряжало на работу)
Воистину когда идешь правильным Путем, в жизни совмещаются все аспекты, актуальные для тебя в этот момент времени. Даже проекты между собой цепляются на каком-то незримом никому кроме тебя уровне) И это потрясающие ощущения!
И ура! =)
ДЫШИ
Автор идеи и режиссер: Марина Федосеева
http://vk.com/marinafedoseeva http://marinafedoseeva.comОператор-постановщик: Иван Каширин
http://vk.com/id109887367Операторы: Кирилл Каширин, Марина Федосеева
Режиссер монтажа: Vanya Volkov
http://vanyavolkov.comЦветокоррекция: MSF Group Film
Сценарий: Hosein Abakpour, Марина Федосеева
Планирование: Екатерина Ефимова, Марина Федосеева
Костюм: Екатерина Ефимова, Анна Ульянова, Марина Федосеева
Грим: Ольга Слободчикова, Дарья Блюфарб
Фотограф: Анна Ульянова
http://anna-ulianova.comФильм о фильме: Митя Кокорин, Анна Ульянова, Александр Бганцев
В ролях:
Сергей Друзьяк
Валерия Руссо
Ваня Волков
Иван Непорожний
В эпизодах:
Александр Красовицкий
Стефани Тымкив
Мила Денисенко
Ярослав Строганов
Анна Ульянова
Дарья Блюфарб
Митя Кокорин
Александра Березович
Наталья Берлизова и Вера
Мария Минина
Виталий Храбров
Екатерина Федорова
Амжад Грейзи
Дарья Редькина
Антон Стулин
фан-клуб «Animal ДжаZ»
Выражаем благодарность за помощь и содействие в организации и проведении съемок:
Vanya Volkov (MSF Group Film)
студии «Lab decor» и Валентине и Константину Кожухарь
бару «Дорогая, я перезвоню» и Ярославу Строганову
павильону сериала «Верное средство» и Всеволоду Спесивцеву
администрации Курского вокзала г. Москвы
фан-клубу группы «Animal ДжаZ»
Алексею и Тамаре Ворониным
Анне Ульяновой
Марии Мининой
Софи Му
Владиславу Губину
Екатерине Ефимовой
Александре Березович
Мите Кокорину
Александру Юдину
Алексею Шевченко
Валентину Осипову
Антон Стулину
Click to view