Оригинал взят у
ne_matros в
Насилие для чайников. Часть вторая. Виды насилия.С чего бы продолжить тему, всё такое вкусное. Пожалуй, с видов насилия как они есть. Естественно, у меня тут не научная статья, поскольку я не дипломированный психолог и даже не студент, поэтому я буду приводить данные из книг, работ и исследований, а дальше - личное имхо с виденными мной примерами. Плюс в каждом пункте будет подпункт про насилие данного вида со стороны государства.
Итак.
Физическое насилие.
Побоями оно не ограничивается, а всего лишь включает их в свой список. Физическое насилие - это когда вас толкают, хватают, удерживают, пинают, используют разные подручные предметы для этих целей, тушат о вас сигареты, не дают вызвать врача, выйти из дома, принять лекарство, и так далее.
Этот вид насилия наиболее понятен наравне с сексуальным. Понятен в том числе жертве: тебя или бьют, или нет. Одновременно с тем жертва не всегда в курсе, что если тебя бьют, это плохо, и поступающий так поступает неправильно, и вообще нужно дать отпор и выслать нахуй. Пословицы в духе «бьёт - значит, любит», «воспитывать надо, пока поперёк лавки помещается» и тому подобные «бей бабу молотом, будет баба золотом» ярко иллюстрируют полное принятие насилия, которое вырос из многолетнего восприятия женщины и ребёнка как рабсилы: ссылка на главу из книги
Жизнь Ивана Ольги Петровны Семеновой-Тян-Шанской, дочери знаменитого путешественника. Как раз описывает жизнь в русской деревне конца XIX века. Кстати, к слову о России, которую мы потеряли. Чтобы два раза не вставать:
положение дел в брачном законодательстве того времени.
Если у человека с детства нет границ (например, по ним топтались танковые армии родителей), он может и не воспринять побои как зло. Я их воспринимала как зло исключительно потому, что первые два года своей жизни провела без них, и мне было, с чем сравнивать.
Насилие, конечно, не всегда идёт только в отношении женщин. НО. Подавляющее большинство случаев домашнего насилия - когда мужчина терроризирует всю семью. Исследования, проведенные в разных странах мира, подтверждают, что домашнее насилие имеет четкие очертания гендерной проблемы. Статистические данные из США и Канады, составленные на основе опросов женщин и мужчин, сведений из судебных баз данных и из полицейских отчетов, демонстрируют, что женщины являются жертвами агрессии в 90-96 процентах случаев домашнего насилия (Dobash and Dobash, 1992; Schwartz, 1987). Исследования в Шотландии показали, что по статистике правонарушений, связанных с преступлениями против своих близких, женщины являются пострадавшими в 94 процентах случаев, а обидчиками - лишь в трех процентах (Dobash and Dobash, 1979). Большая часть этих трёх процентов приходится на самозащиту от насильника вплоть до убийства оного.
Цитата:
«Согласно данным проведенных исследований, от 30 до 40 процентов российских женщин (58%) подвергались физической агрессии со стороны близких им мужчин, - нынешнего или бывшего мужа, жениха или любовника (Горшкова, Шурыгина, 2003; Римашевская, 2000). При этом каждая пятая женщина находится в ситуации регулярного и жестокого физического насилия со стороны мужа, характеризующегося частыми побоями, травмами, требующими обращения к врачу, обращения за помощью в милицию, ожиданием новых нападений мужа (Горшкова, Шурыгина, 2003).
В целом по России 36 тысяч женщин в день подвергаются избиениям в семье (Женщина в переходный период; 1999). Около половины избиваемых женщин подвергались нападению в то время, когда они были беременны, кормили грудью, имели маленького ребенка, или испытывали физические или моральные страдания, находились в состоянии беспомощности (Горшкова, Шурыгина, 2003). (Например, моя мать. Примечание моё.)
… По статистике, в мире от 40% до 70% убитых женщин погибли от руки партнёров в результате домашнего насилия. При этом количество мужчин, убитых партнёршами, гораздо меньшее, и, кроме того, в таких случаях женщины вынуждены были это сделать для своей защиты.»
Проведенное во многих странах исследование ВОЗ выявило, что от 15% до 71% женщин в возрасте 15-49 лет сообщили о том, что в какой-то момент жизни они подвергались физическому или сексуальному насилию со стороны интимного партнера.
Проведение исследований по насилию над детьми выявило бы ещё более страшные цифры. Впрочем, я ещё буду копать на эту тему отдельно.
Государство физическим насилием тоже не гнушается. И если наличие армии можно оправдать, то про Магницкого, пытки в полиции, постепенное зарывание медицины и многое, многое другое все в курсе.
Сексуальное насилие.
Не обязательно хуем в пизду или другое отверстие, хотя и оно тоже в первую очередь, и оно очень страшное. Это может быть давление и принуждение к сексу, в том числе в странных для женщины формах. Есть такая интересная вещь, как изнасилование в браке. Интересная потому, что многие вообще не понимают, как в браке можно изнасиловать, это же брак. Приставания на улице, залезания под юбку, ожидание угрозы насилия - сюда же.
Сексуальное насилие над детьми может не быть прямым: достаточно, если ребёнок находится постоянно в зоне действия нереализованной родительской похоти, когда один динамит, второй бесится, и оба срываются на ребёнке. Ребёнка также могут юзать как «слив» сексуальной энергии: обнимашки со значением и/или прижиманием в нужных местах, демонстрация этих самых нужных мест (которая может ребёнка и напугать, если что), постоянный тактильный контакт против воли ребёнка (под прямой или скрытой угрозой физического насилия), и так далее. Всего перечисленного после двоеточия вполне хватает, чтобы ребёнок умер для секса во взрослом возрасте и вообще был буратиной в движениях.
Не могу сказать, какой аспект государственной деятельности является сексуальным насилием, но почему-то не проходит ощущение, что тебя постоянно ебут.
Экономическое насилие
Здесь у нас разбазаривание семейных доходов без учёта потребностей семьи (например, из-за алкоголизма, но можно и без него), отстранение других членов семьи от принятия финансовых решений, принудительная отчётность другого члена семьи (проверка чеков, малейшее отклонение = пиздюли), полное наплевательство на денежные нужды семьи (например, кормить детей так, чтобы у них во взрослом возрасте зубы вываливались от недостатка кальция в детстве), принуждение каждый раз просить деньги у обидчика на любую мелочь, и - опять - так далее. Сказывается оно на здоровье и на самоощущении жертв. Также жертве могут говорить, что её работа никому не нужна, от неё на работе никакого толка, угрожать, что выгонят из дома, оставят без копейки, ничего не дадут на содержание детей.
«… каждая пятая российская женщина или упрекается мужем в иждивенчестве, или значение ее работы обидно преуменьшается; каждая четвертая женщина столкнулась с открытыми формами экономического давления, в том числе, с «экономическими» запретами и угрозами. 13% российских женщин находятся в условиях жесткого экономического насилия, при которых их уязвимое и зависимое материальное положение сочетается с интенсивными угрозами и унижением со стороны мужей. (Горшкова, Шурыгина, 2003).
Экономическое насилие со стороны мужа особенно сильно в ситуации, когда у безработицы в России - женское лицо. Так, в 2001 году процент женщин, зарегистрированных как безработные, составил только в Москве более 65%.
… С другой стороны, даже работающие и зарабатывающие больше мужа женщины становятся жертвами насилия. Очень часто в практике работы кризисных центров встречаются случаи, когда муж распоряжается всеми деньгами, выделяя жене мизерную сумму на продукты. Часто муж полностью забирает и зарплату жены. При этом женщины, испытывая чувство вины, поскольку это нетрадиционно для женщины получать больше мужа и чувство жалости, так как он себя «не реализовал» как добытчик, тоже не сразу могут понять, что попали в ситуацию домашнего насилия».
Этим видом насилия государство тоже славится более чем: постоянное занижение реальных цифр инфляции, рост цен на всё, вводящиеся втихую новые налоги, урезание или полная отмена бюджетирования жизненно важных сфер. Сейчас ещё и церковь подключается (см. гугл про уроки ОПК в школах за счёт налогоплательщиков, многие из которых с этим в корне не согласны).
Использование детей для контроля над взрослой жертвой
«Ванечка, правда же, у нас мама/папа такая дурочка/полный идиот?» - это сюда. Манипуляции детьми и угроза их отобрания - тоже сюда. «Ты плохая мать/плохой отец, потому что много работаешь/ещё чё-нибудь» - тоже сюда. Печалька в том, что мать и отец могут реально потом считать себя плохими и говорить о себе как о плохих. А цимес в том, что считающие и тем более говорящие так о себе часто не плохи, а вовсе наоборот. Насильник и «плохая мать» никогда себя не обвинят в насилии и плохости. В соответствующей главе расскажу, почему.
Дети, оказавшиеся свидетелями насилия в родительских отношениях, часто приобретают те же самые психологические проблемы, что и дети, подвергающиеся насилию.
В рамках государства закон о сиротах - яркий пример этого вида насилия, имхо.
Психологическое насилие
Наиболее обширный вид, охватывающий всё: от государственных законов до детской песочницы.
Думаю, про законы объяснять не надо, все последние примеры, как на ладони, вот сейчас пойду на митинг по поводу 31-ой больницы. Плюс государство всё время (на протяжении последних лет десяти как минимум) держит народ в напряжении, никто ничего хорошего оттуда не ждёт, с образованием фейл, с медициной фейл, и народ сходится в том, что власть агрессивна и ей наплевать на свой народ.
Когда ваш партнёр в ярости крошит вашу вещь об угол - это психологическое насилие (от которого, кстати, недалеко до физического: вчера ваша вещь, сегодня вы). Когда вам хамят, постоянно перебивают, затыкают рот, высмеивают, унижают, оскорбляют - это психологическое насилие. Когда на вас срывают зло, с помощью манипуляций и шантажа используют вас - это психологическое насилие. Сами манипуляции, кстати, тоже оно. Когда вас постоянно контролируют звонками, преследуют, ограничивают в общении с вашим кругом, обижают вашего кота в расчёте повлиять на вас - это психологическое насилие. Угрозы, шантаж, принуждение к унижающим или бесполезным действиям - сюда же. Много что сюда, на самом деле.
Психологическое насилие бесконечно и настолько вросло в людей, что может не замечаться годами. Его не замечает жертва, а насильник вообще считает в порядке вещей. Что самое страшное, психологическое насилие как уже один из видов насилия вполне подготавливает благоприятную почву для молчаливого восприятия остальных видов насилия.
А дальше - ещё интереснее. Насилие структурируется в обществе, к нему начинают относиться терпимо, оправдывать, вставлять его в социальные роли и говорить, что без этого ты «не мужчина» или «не женщина». Часто это зашифровано в стереотипах.
Например, «женщина должна сидеть дома». Или «ревнует - значит, любит». «Женщина должна заниматься только детьми». И прочие кирхе-кухе-киндер. Или «настоящие мужчины не плачут», «есть деды, а есть салаги», «рассказывать о насилии стыдно и не по-человечески», «не выноси сор из избы», и многое другое. Приводит всё это к изоляции.
Изоляция - вообще важная вещь для насильника. Он изолирует жертву от круга родных и друзей («твои подруги меня не понимают», «я почему-то не нравлюсь твоим родителям»), в результате пострадавшим трудно оценить реальность, в которой они живут, и поэтому женщины сами не пытаются искать поддержки вовне, возникает изоляция, и насильник становится единственным зеркалом реальности, кривым.
Или вот явные ограничения в правах: работающие женщины несут ответственность за работу, семью и домашнее хозяйство одновременно, причём круглосуточно, или мужчина должен убиться на работе для обеспечения своей пассии.
Унижение также незаметно прокралось почти во все сферы жизни: отношение в обществе (шутки про блондинок, образ тупой секси-красотки в рекламе, и пр.), более низкие зарплаты по сравнению с мужчинами на той же работе, малый процент женщин, принимающих решения в хозяйственных обществах и политике, и так далее. Один из наиболее стойких стереотипов - про женщин за рулём, когда даже ГИБДД подтверждает, что женщины водят аккуратнее.
Сюда же входит представление о том, что женщина должна готовить кофе для мужчин на работе, что домашнее хозяйство и уборка - сугубо женские дела, и «настоящему мужчине» «неприлично» этим заниматься («неприлично» , как звучит..), общая недооценка «сугубо женских дел» вроде поддержания жилища в чистоте, ухода за детьми и домочадцами, готовки еды и прочего (это само собой разумеющиеся вещи, которых ждут от женщины априори, но не ждут от мужчины). Сюда же входят угрозы женщинам, которые не соответствуют гендерным ожиданиям общества, стать социальными изгоями. И ещё много чего, имя им легион.
«Психологическое насилие также является наиболее распространенным и присутствует практически во всех случаях насилия в семье. Повторяющееся насилие ведет к значительным психологическим страданиям, посттравматическому стрессу, депрессии, непреходящему чувству страха, а иногда и к более серьезным последствиям, например, к попыткам самоубийства.
… Результатом данного вида насилия также могут стать обострения хронических заболеваний».
Психологическое насилие цветёт и пахнет в профессиональной сфере, когда в корпорациях процветает так называемый «моббинг»: травля коллеги. С этим видом насилия вовсю резвятся в личных отношениях, в общественном транспорте, в присутственных местах. Ну то есть не только в семье, на самом деле. Тихое домашнее насилие плавно вытекает за пределы семейной ячейки, потому что границы-то у ячейки есть, но это не железный занавес. Если что-то считаешь нормой по отношению к близким, почему бы не счесть это нормой по отношению ко всем. И наоборот.
Криминалистам, кстати, на эту тему нифига не смешно. Перечень и характер насильственных действий определен в уголовном кодексе, и в юридической психологии считается, что сам факт этого - «свидетельство того, что насилие является опасной формой поведения людей, наносящего серьезный ущерб их правам и интересам».
«…насильственное преступное поведение - один из предметов пристального и неослабевающего интереса как рядового обывателя, так и специалистов самых разных видов человеческой деятельности, художественного, литературного, кинематографического, научного творчества. Оно сопровождает жизнь людей на протяжении всей известной истории. Во многом и сама история человечества - это история насилия». Точнее не скажешь.
Ладно, с видами закончили, а то меня уже в юридическую степь понесло. О ней в другой раз.
В этом постинге и далее, в плюс к уже приведённым источникам, используются:
«Прикладная юридическая психология», под ред. А.М.Столяренко, 2001;
«Юридическая психология», Васильев В.Л., 2005;
Данные ВОЗ
за ноябрь 2012 года;
Статьи с сайта Центра экстренной психологической помощи МЧС России
Что такое домашнее насилие? и
Как защитить себя от насилия?.