В нынешнем, 2018 году, исполняется 200 лет со дня рождения русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева.
В честь этой круглой даты немалое число театральных деятелей страны, а возможно и зарубежья, откликнулось новыми прочтениями тургеневских произведений.
Не остался в стороне и Тверской академический театр драмы.
Восьмого декабря 2017 года на большой сцене театра с большим успехом прошла премьера спектакля "Отцы и дети".
Спектакль имеет статус "сцены из романа в двух действиях" и поставлен по пьесе Адольфа Шапиро.
Спектакль поставил Александр Павлишин, актер и режиссер Тверского театра драмы.
В роли Евгения Базарова выступает очень популярный в Твери актер Тарас Кузьмин:
1.
Пересказывать сюжет романа вряд ли есть необходимость.
"Отцы и дети" - произведение из школьной программы.
Что природа не храм, а мастерская и человек в ней работник все же помнят?
Будем знакомиться с исполнителями ролей.
В основном это хорошо известные тверским зрителям артисты, народные, заслуженные и любимые.
А этого совсем юного артиста пока еще никто не знает:
2.
5-летний Лев Кузьмин вышел на сцену впервые, он играет маленького Женю Базарова.
Мальчик выезжает на сцену на трехколесном велосипеде.
Взрослый Базаров проезжает по зрительному залу на двухколесном:
3.
Зная приверженность Тверского театра к реалистической школе, можно было ожидать строгого следования тексту романа (пьесы) в исторических декорациях и костюмах, чтобы можно было годами водить в театр школьников со всего региона.
Кстати, возрастной ценз постановки достаточно высок - 16+, хотя ничего "такого" на сцене не происходит.
В каком классе нынче "проходят" Тургенева?
Однако режиссер Александр Павлишин приятно удивил, отступив от показа сцен дворянской жизни позапрошлого века.
С самого начала спектакля сцена освещена инфернальным синеватым светом.
Базаров появляется в потустороннем образе, в таком же он и уйдет в конце спектакля:
4.
И читает письмо Белинского, написанное хотя и полтора века назад, но будто о современной нам России.
5.
Впрочем, дальнейшее действие вполне реалистично в той части, которая не касается Базарова.
А как еще можно показать безмятежный мир братьев-помещиков Кирсановых?
Аркадий Кирсанов (актер Сергей Бескакотов) в начале действия находится полностью под влиянием своего старшего товарища по университету:
6.
К концу действия их пути разойдутся.
Аркадий очень рад видеть своего отца, Николая Петровича Кирсанова (народный артист России Владимир Чернышов):
7.
И дядю Павла Петровича (заслуженный артист России Андрей Журавлев):
8.
Пока родственники обнимаются, Базаров обходит сад и убеждается в его запущенности:
9.
Следуют тихие вроде бы дни и вечера в дворянском гнезде:
10.
Игра на виолончели, чай, маленький сын от крепостной - идиллия!
11.
12.
Еще одно украшение спектакля - чудесный младенец, сын Фенечки (актриса Евгения Голубева) и дочь Евгении Голубевой:
13.
14.
Базаров, впрочем, не бездельничает.
Он препарирует лягушек:
15.
И говорит резкие обидные слова в адрес хозяев:
16.
Пасторальные чаепития не для Базарова:
17.
Его интересует наука.
А из живущих рядом людей более остальных - милая Фенечка:
18.
19.
Впрочем, впереди у него большая любовь - Анна Сергеевна Одинцова.
Ее роль исполняет прима Тверского театра актриса Дарья Плавинская:
20.
Базарова и Одинцову связывают сложные, запутанные отношения.
Никто не хочет первым признаться в чувстве:
21.
Очень эффектна сцена, когда Анна Сергеевна раскручивает веревку, на другом конце которой велосипед с Базаровым:
22.
Еще один велосипед спектакля.
В 1861 году, когда писался роман, двухколесный транспорт не был столь популярен, как лет через 30.
Но в спектакле велосипеды уместны, они придают и очарование, и динамику:
23.
24.
На велосипеде Аркадий Базаров делает предложение Кате (актриса Яна Голубева):
25.
Самые дорогие Базарову люди - его родители Арина Власьевна (Наталья Плавинская) и Василий Иванович (заслуженный артист России Вячеслав Грибков):
26.
Отношения с Аркадием постепенно разлаживаются.
В Петербурге Базаров был для юноши учителем, гуру:
27.
Но в родном доме Кирсановых друзья расходятся.
28.
По школьной программе помню, что Базаров - чуть ли не революционер, практически бомбист-террорист, народоволец и смутьян.
Советские трактователи романа Тургенева домысливали то, чего в романе не могло быть хотя бы в силу времени его написания.
На мой взгляд, Александр Павлишин очень правильно показывает Базарова как исследователя, молодого ученого.
Причем сфера научных интересов Базарова весьма широка.
Ближе всего он, видимо, к медицине.
Не откажу себе в удовольствии поместить несколько снимков, иллюстрирующих отношения Базарова и Анны Сергеевны:
29.
Очень уж хороши Дарья Плавинская и Тарас Кузьмин в спектакле!
30.
Думаю, очевидно, что о радостях любви здесь говорить не приходится.
Оба слишком сильны, чтобы броситься в объятия.
Их все время что-то разделяет:
32.
Здесь Базаров чуть не объясняется в любви Анне Сергеевне:
31.
Но вскоре герои расстаются, как им кажется, навсегда:
32.
Почему влюбленные так мучают друг друга?
33.
34.
В следующий раз Базаров и Анна Сергеевна встретятся уже перед его смертью.
Сцена ухода из жизни Евгения Базарова впечатляюща.
Базаров заражается от больного, порезав руку:
35.
36.
Понимает, что обречен.
37.
Вакцины тогда не существовало.
Базаров прощается с миром.
Самое горькое прощание - с родителями:
38.
Необыкновенный человек Базаров не может умереть обыкновенно, как все прочие люди:
39.
40.
Невероятным усилием воли Базаров поднимается со смертного одра:
41.
Может быть, силы появляются при виде Анны Сергеевны?
42.
А потом умирающий и вовсе встает.
Базаров умирает стоя:
43.
Это очень сильная и печальная, точнее трагическая сцена:
44.
Перед смертью Базаров мысленно прощается с домом Кирсановых и его обитателями:
45.
Там все будет по-прежнему.
На поклоны Тарас Кузьмин выходит еще в образе своего героя, с Лёвой за руку:
46.
Постепенно выходит из роли, становясь самим собой.
Радуется успеху сына:
47.
В день премьеры зрители завалили артистов цветами:
48.
49.
50.
Надеюсь, побывать на спектакле "Отцы и дети" еще хотя бы один раз.
Сначала стоит перечитать роман.
Не для того, чтобы сличить первоисточник и постановку.
Просто получить наслаждение от мощного произведения литературного искусства, а затем и театрального.
Полагаю, постановка Александра Павлишина - незаурядное явление в театральной истории Тверского театра драмы.
Низкий поклон всем создателям спектакля "Отцы и дети".
Долгой и счастливой жизни спектаклю!