Темные аллеи парка текстильщиков

May 13, 2013 20:18

Настали теплые дни, и мирным гражданам хочется прогуливаться по зеленым зонам отдыха. Культурно отдыхая, не стоит забывать о том, что все они являются местами совершения преступлений. Вот лишь два эпизода из жизни тверского парка текстильщиков.

Темные аллеи парка Текстильщиков

Много лет назад в месте отдыха трудящихся города Калинина случались драматические происшествия

Тверской парк Текстильщиков в наши дни не самое популярное место для отдыха. Этот живописный уголок природы располагается в Пролетарском районе, по его восточной окраине течет городская речка Тьмака. В летнее время здесь можно прогуляться по дорожкам, проложенным среди лиственного парка, вдохнуть относительно чистого воздуха, передохнуть от городской суеты.

Но подобная прогулка возможна с одной оговоркой: если гуляющий человек уверен, что в случае необходимости сможет дать отпор хулиганам, а то и грабителям или даже убийцам. Встреча в парке Текстильщиков с криминальными членами общества - не из ряда фантастики. Эта часть города не самая спокойная, некоторое время назад здесь собирались любители наркотических веществ, алкогольных напитков. Этим людям никто не мешал предаваться в тиши аллей их любимым и при этом предосудительным занятиям.

Полвека назад в парке Текстильщиков все было по-другому. В Калинине - городе, который считался одной из текстильных столиц страны наряду с Ивановым, Орехово-Зуевом и другими известными центрами переработки хлопка, в две-три смены работали хлопчатобумажный и камвольный комбинаты, фабрика имени Вагжанова, другие предприятия текстильной отрасли.

Без своего парка трудящимся было не обойтись. В свой выходной день рабочий класс желал культурно отдохнуть с семьями или с товарищами по работе. В парке Текстильщиков было создано все необходимое для полноценного отдыха граждан всех возрастов. Сам парк радовал зелеными насаждениями - березами, липами, ясенями, в жаркие дни несли прохладу воды Тьмаки.

По аллеям прогуливались молодые родители с детьми, романтически настроенные пары. Дети строителей коммунизма возились в песочницах, играли на качелях, аттракционах, какое-то время здесь даже существовал зооуголок. С эстрады доносилась музыка, по праздникам здесь выступали коллективы художественной самодеятельности.

Старшее поколение располагалось на лавочках. Молодые и энергичные посещали спортивную часть парка - игровые площадки, стадион, тир, где текстильщики соревновались в силе, ловкости, меткости, скорости. Зимой в парке заливался каток. В буфете продавали мороженое, чай, выпечку. Мужчины заглядывали в пивную. За чистотой и порядком в парке следили дворники, сторожа.

Жители Пролетарского района старшего возраста тепло вспоминают свое любимое место отдыха, где они провели столько незабываемых часов, а кто-то, возможно, встретил свою судьбу. Немногие из них знают, что и в это идиллическое время, которые некоторые граждане считают периодом порядка и владычества твердой руки, в парке Текстильщиков случались трагедии, совершались серьезные преступления, в результате которых гибли хорошие советские люди.

Расскажем лишь о двух преступлениях, относящимся к 50-м годам прошлого века.

С катка не вернулась

Каток… После десятилетий забвения этот вид спортивного отдыха вновь стремительно набирает популярность. Молодежь открывает для себя романтику зимнего скольжения по льду. Открытые катки заливают в Твери и районах области, строятся крытые арены, Дворцы спорта. Тверские фигуристы и хоккеисты завоевывают призы соревнований европейского и мирового уровней. Разумеется, не каждый из пришедших на каток станет чемпионом, но зато приобщится к армии физически здоровых людей.

Атмосфера катка 1950-х годов точно передана в телефильме «Покровские ворота». Елка, огоньки, музыка, скользящие по кругу люди, смех и веселье… Наверное, примерно так выглядел каток в калининском парке Текстильщиков в феврале 1952 года. Кто же мог предположить, что из стайки веселых девушек одна не вернется домой?

Из приговора Калининского областного суда:

Иванов Василий Иванович в зимний сезон 1951-52 года работал поливальщиком на катке стадиона «Красное знамя» парка Текстильщиков Пролетарского района города Калинина. 14 февраля 1952 года после окончания катанья на льду молодежь оставила каток, но девушка Чуракова Валентина Николаевна замешкалась в раздевалке при подсобном помещении стадиона «Красное знамя».

Иванов, заметив, что в раздевалке осталась одна девушка - это была Чуракова Валентина 1933 года рождения, решил вступить с ней в половую связь. Не получив от последней добровольного согласия, пытался применить физическую силу, но Чуракова оказала ему сопротивление, тогда Иванов нанес Чураковой два удара топором по лбу, справа и слева, в результате чего последовала смерть Чураковой.

Чтобы замести следы своего преступления, Иванов после совершения им убийства труп гражданки Чураковой из подсобного помещения вынес на территорию ледяного поля катка, покрыв его пальто, и бросил.

Тело Вали обнаружили на катке уже на следующий день, тогда же арестовали и поливальщика. Его долго искать не пришлось. Подруги вспомнили, что домой они возвращались без нее.

Нашлись свидетели, знавшие, что в раздевалке катка находились Валя и служащий. Все указывало на заливщика льда, который по долгу службы оставался на катке до конца катания. Кем же был этот человек? Василий Иванов, 25 лет, с образованием 7 классов, уроженец Калинина, беспартийный, женатый, бездетный.

Иванов жил неподалеку, в поселке Первомайский, на улице Сосновой. Возможно, что с Валей он был знаком, она тоже была родом с Пролетарки.

В ходе следствия поливальщик признал себя виновным в совершении убийства девушки, утверждая, что совершил его по неосторожности. Попытку изнасилования он отрицал. Но экспертиза нашла на шее убитой девушки ссадины от ногтей, что свидетельствовало о борьбе между Ивановым и Чураковой, а значит, говорило в пользу попытки изнасилования. Следствие отвергло также версию убийцы об убийстве по неосторожности.

Было понятно, почему подозреваемый отвергает версию о попытке изнасилования и настаивает на убийстве по неосторожности.

4 января 1949 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «Об усилении уголовной ответственности за изнасилование», согласно которому изнасилование строго каралось заключением в исправительно-трудовые лагеря на срок от 10 до 20 лет, в зависимости от ряда факторов дела. Больше всего давали за изнасилование, повлекшее за собой особо тяжкие последствия (таким является смерть), это преступление наказывалось сроком заключения от 15 до 20 лет. В то время как за убийство могли дать и десять лет.

Следствие прошло достаточно быстро, и 27 марта уже состоялся суд. Приговор достаточно характерен для того времени. Подсудимому действительно дали десять лет за убийство девушки. Именно такой срок наказания предусматривает пункт «а» статьи 136 УК РСФСР (умышленное убийство из корысти, ревности). А по Указу Верховного Совета СССР от 4 января 1949 года (изнасилование, в данном случае попытка) суд дал двадцать лет. Окончательный вердикт - двадцать лет заключения в исправительно-трудовых лагерях с поражением в избирательных правах на три года.

Заканчивается текст приговора зловещей фразой: вещественное доказательство по делу, топор, вернуть владельцам - стадиону.

Не факт, что Василий Иванов отсидел все двадцать долгих лет. В следующем, 1953-м году, в стране будет объявлена знаменитая бериевская амнистия, по которой на свободу из лагерей выйдут тысячи заключенных. Возможно, что одним из них стал и бывший поливальщик катка в парке Текстильщиков.

Погиб при исполнении

Случались в парке Текстильщиков и другие, не менее страшные преступления. Например, 22 августа 1954 года здесь было крайне неспокойно. В зоне отдыха дебоширила группа молодых парней. Их было не менее десяти человек, и они представляли собой грозную силу. Своими действиями они наводили страх на отдыхающих, матери поспешно уводили детей, девушки разбегались врассыпную. Опасность мирно гуляющим грозила вполне серьезная.

Поражает, что хулиганами были не какие-то отморозки, а обычные рабочие ребята с Пролетарки и других окрестных предприятий. Одним из них был 18-летний столяр Николай Рябыкин. Впоследствии за свои действия он предстанет перед судом.

Из приговора Калининского областного суда:

Группа хулиганов приставала к гуляющей молодежи и завязала драку с молодежью комбината Пролетарка. По выходе из парка с железнодорожной насыпи группа хулиганов бросалась камнями, в результате чего отдых молодежи и общественный порядок были нарушены. Набрав камней, группа хулиганов снова возвратилась к парку, нарушая порядок и приставая к прохожим.
Дать отпор зарвавшимся молодчикам по долгу службы попытался один человек - сотрудник милиции Алмазов. Он честно призывал хулиганов к порядку. Но их было много, а он один…

Из приговора Калининского областного суда:

Когда сотрудник милиции Алмазов пытался предотвратить хулиганские действия, Рябыкин вместе с другими осужденными по делу напали на Алмазова и убили его. Рябыкин один из первых подбежал к Алмазову, камнем нанес несколько ударов по голове, после чего при помощи осужденного Волкова, тоже избивавшего Алмазова ножом, похитил у Алмазова пистолет системы ТТ № 317.

Из заключения судебно-медицинского эксперта видно, что смерть Алмазова последовала от кровоизлияния, вследствие ранения в легкие.

Хулиганы и убийцы вскоре были задержаны, они предстали перед судом, понесли заслуженное наказание. Получил свое и Рябыкин. В ходе следствия было установлено, что убийство милиционера было совершено из хулиганских побуждений, а похищение оружия сопровождалось применением насилия, повлекшим смерть Алмазова.

Суд приговорил Рябыкина к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере - за убийство и хищение государственного имущества в виде пистолета. Справедливое наказание, вот только убитого милиционера Алмазова уже не вернуть. Но поскольку амнистия 1953 года уже завершилась, то рассчитывать на серьезное уменьшение срока подсудимым не приходилось.

Уголовное прошлое

Previous post Next post
Up