Ленин - ледокол и музей

Jan 08, 2015 01:47

Наконец я нашла время, чтобы рассказать, как в начале зимы мы с друзьями ездили в российское Заполярье, точнее, в город Мурманск.



Целью нашей поездки была Кольская атомная станция. За что огромное спасибо представителям Ленинградской атомной станции, организовавшем этот блог-тур. Самостоятельно, как вы понимаете, на такой серьезный объект не попасть.

Про станцию я еще расскажу, а начну с атомного ледокола "Ленин". Эта плавучая атомная станция (наверное, так можно назвать судно я ядерной установкой на борту) с 1989 года обосновалась на приколе в Мурманском порту.



Страшно подумать, что этот символ могущества советской эпохи чуть не пустили на металлолом, когда ледокол перестал выполнять свою основную функцию по обслуживанию Северного морского пути.

К счастью, этого не произошло, ледокол был превращен в музей и информационный центр по ядерной энергетике.

Любой человек, приехав в Мурманск, может придти в порт, купить билет и взойти на борт этого все еще могучего произведения человеческого разума.



Мурманск находится на Кольском полуострове.





Это довольно далеко: от Петербурга мы ехали на поезде больше суток, увидев много красивого по пути.

Нам не очень повезло - в день нашего приезда шла подготовка к юбилею - 55-летию ледокола, поэтому полноценной экскурсии не получилось. Если не считать того, что мы с моим товарищем улизнули от группы и немного пошатались по гиганту. Надеюсь, мы не нанесли ущерба музею и ледоколу.

Заполярный зимний день короткий: после 10-ти утра рассвело, ненадолго. Скоро начнется настоящая полярная ночь.



Всходим по трапу:



Виды окрест такие:



Порт грузовой, вокруг идет непонятная для нас жизнь:



Ледокол-музей относится к атомному ведомству:



Внутри не слишком просторно, но все равно здорово:







Можно отправить письмо:



Правила:



Кают-компания:



Все добротное, из ценных сортов дерева, кажется, даже из карельской березы. Никакого пластика!

Здесь бывали космонавты, артисты, государственные деятели. Все они приходили и приезжали, чтобы посмотреть знаменитый ледокол, пообщаться с героическим экипажем.





Блогер akozmin-7 за работой:



Блогер olster28 на палубе ледокола:



Немного расскажу о технических характеристиках ледокола.



Атомный ледокол Ленин - первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой.

Решение о строительстве ледокола было принято Советом министров СССР 20 ноября 1953 года.

Проект создавался в ЦКБ-15 (закрытом почтовом ящике 619) в 1953-55 гг.

Главным конструктором проекта был В.И. Неганов. Атомная установка создавалась под руководством Игоря Африкантова. По пути в Мурманск мы проезжали станцию Африканда.

Специально для первенца атомного флота была создана новая сталь марок АК-27 и АК-28.

Ледокол строился в Ленинграде на судостроительном заводе имени А.Марти.

Судовые турбины - дело рук мастеров другого Ленинградского завода - Кировского.

Турбогенераторы построили в братской тогда Украинской ССР, точнее, на Харьковском электромеханическом заводе.

Гребные винты отлили, сварили и собрали на ленинградской "Электросиле".

Где делали якорь, не знаю. Работа не слишком тонкая.



На корабле все большое. Он и сам немаленький - 134 метра в длину, 27,6 м в ширину, 16 м в высоту.



Водоизмещение 16 тысяч тонн.

Высота 16 метров, осадка - 10.



Ледокол Ленин способен двигаться в автономном плавании 12 месяцев! Год.



У ледокола огромная мощность - 32,4 Мегаватта или 44 тысячи лошадиных сил.

Табун лошадей заменяют две реакторные установки.

Увидеть их, увы, не удалось...

Зато мы видели атомный реактор Кольской АЭС.

Для работы реакторов в сутки требуется всего 45 граммов урана.

Для сравнения: для замены 1 килограмма урана требуется два вагона угля.

Ледокол был спущен на воду 5 декабря 1957 года. Затем начался монтаж ядерной установки.

6 августа 1959 года был произведен пуск ядерного реактора. Видимо, успешный, так как 12 сентября того же года ледокол отправился в свой первый путь с верфи Адмиралтейского завода Ленинграда, дошел до порта приписки - Мурманска, где 3 декабря 1959 года был сдан Министерству морского флота.



Тридцать лет Ленин верой и правдой служил людям и Северу.



Ледокол взламывал льды и водил караваны судов по Северному морскому пути;

возил норильскую руду из Дудинки;

совершал рейсы на полуостров Ямал;

он построил дрейфующую полярную станцию "Северный полюс-10";

расставил по кромке многолетних льдов 16 дрейфующих автономных метеостанций, поставив самую северную из них за 80-й параллелью, причем в условиях полярной ночи...

Только за первые шесть лет своей жизни Ленин провел во льдах более 400 судов, пройдя 654 тысячи морских миль, из которых 563 тыс. во льдах.



В 1971 году Ленин первым из судов прошел по маршруту Мурманск - Певек, севернее Северной земли.

Из этого рейса ледокол пришел с живым грузом - спасенным белым медвежонком. Малыш был передан в зоопарк Ленинграда.

Могучий и одинокий, атомный ледокол всегда шел первым, легко разрезая льды.



Ленин умеет не просто разрезать льды, он может качать своими бортами, выбираясь из обступившего его ледяного плена.

Исполин дважды попадал в аварийные ситуации. Обе связаны с реакторными установками.

В 1965-м и 1967-м годах. В 1967 года реакторную установку пришлось снять и затопить у берегов Новой Земли.

На смену Ленину пришли новые атомные ледоколы, более мощные и совершенные. Ямал, Арктика, Войгач, Петр Великий, 50 лет Победы



Но Ленин так и останется пионером атомного флота страны.

В двадцать первом веке ветеран атомного флота обрел новый статус и зажил новой жизнью.

Здесь создан информационный центр по атомной энергии. Такие центры есть везде, где действуют объекты атомной энергетики.

Но только у Кольской АЭС информцентр расположен в таком уникальном объекте.

Наше первоначально скептическое отношение к посещению центра - приехали смотреть ледокол, а предлагают лекцию слушать! - быстро развеялось и перешло в подлинный интерес.



Центр прекрасно оснащен технически - чего стоит широкоформатный экран, которого лично я не видела много лет! - интересная программа, рассчитанная на посетителей разных возрастов - от дошкольников до ветеранов.

Мы с друзьями с интересом послушали нашего гида, посмотрели фильм, а потом испытали свои знания в компьютерной викторине.



Мои знания о Севере, об атомном флоте страны здорово расширились.



Как жаль, что до Мурманска так далеко, и немногим жителям огромной России удается побывать на Севере.



Находясь на Ленине, мы еще не знали, что пройдет несколько часов, и мы будем смотреть на залив с высоты сопки.

Заполярье, музей, #блогтур КАЭС, #Ленин, #ЛАЭС, #Мурманск

Previous post Next post
Up