Наконец я нашла время, чтобы рассказать, как в начале зимы мы с друзьями ездили в российское Заполярье, точнее, в город Мурманск.
Целью нашей поездки была Кольская атомная станция. За что огромное спасибо представителям Ленинградской атомной станции, организовавшем этот блог-тур. Самостоятельно, как вы понимаете, на такой серьезный объект не попасть.
Про станцию я еще расскажу, а начну с атомного ледокола "Ленин". Эта плавучая атомная станция (наверное, так можно назвать судно я ядерной установкой на борту) с 1989 года обосновалась на приколе в Мурманском порту.
Страшно подумать, что этот символ могущества советской эпохи чуть не пустили на металлолом, когда ледокол перестал выполнять свою основную функцию по обслуживанию Северного морского пути.
К счастью, этого не произошло, ледокол был превращен в музей и информационный центр по ядерной энергетике.
Любой человек, приехав в Мурманск, может придти в порт, купить билет и взойти на борт этого все еще могучего произведения человеческого разума.
Мурманск находится на Кольском полуострове.
Это довольно далеко: от Петербурга мы ехали на поезде больше суток, увидев много красивого по пути.
Нам не очень повезло - в день нашего приезда шла подготовка к юбилею - 55-летию ледокола, поэтому полноценной экскурсии не получилось. Если не считать того, что мы с моим товарищем улизнули от группы и немного пошатались по гиганту. Надеюсь, мы не нанесли ущерба музею и ледоколу.
Заполярный зимний день короткий: после 10-ти утра рассвело, ненадолго. Скоро начнется настоящая полярная ночь.
Всходим по трапу:
Виды окрест такие:
Порт грузовой, вокруг идет непонятная для нас жизнь:
Ледокол-музей относится к атомному ведомству:
Внутри не слишком просторно, но все равно здорово:
Можно отправить письмо:
Правила:
Кают-компания:
Все добротное, из ценных сортов дерева, кажется, даже из карельской березы. Никакого пластика!
Здесь бывали космонавты, артисты, государственные деятели. Все они приходили и приезжали, чтобы посмотреть знаменитый ледокол, пообщаться с героическим экипажем.
Блогер
akozmin-7 за работой:
Блогер
olster28 на палубе ледокола:
Немного расскажу о технических характеристиках ледокола.
Атомный ледокол Ленин - первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой.
Решение о строительстве ледокола было принято Советом министров СССР 20 ноября 1953 года.
Проект создавался в ЦКБ-15 (закрытом почтовом ящике 619) в 1953-55 гг.
Главным конструктором проекта был В.И. Неганов. Атомная установка создавалась под руководством Игоря Африкантова. По пути в Мурманск мы проезжали станцию Африканда.
Специально для первенца атомного флота была создана новая сталь марок АК-27 и АК-28.
Ледокол строился в Ленинграде на судостроительном заводе имени А.Марти.
Судовые турбины - дело рук мастеров другого Ленинградского завода - Кировского.
Турбогенераторы построили в братской тогда Украинской ССР, точнее, на Харьковском электромеханическом заводе.
Гребные винты отлили, сварили и собрали на ленинградской "Электросиле".
Где делали якорь, не знаю. Работа не слишком тонкая.
На корабле все большое. Он и сам немаленький - 134 метра в длину, 27,6 м в ширину, 16 м в высоту.
Водоизмещение 16 тысяч тонн.
Высота 16 метров, осадка - 10.
Ледокол Ленин способен двигаться в автономном плавании 12 месяцев! Год.
У ледокола огромная мощность - 32,4 Мегаватта или 44 тысячи лошадиных сил.
Табун лошадей заменяют две реакторные установки.
Увидеть их, увы, не удалось...
Зато мы видели атомный реактор Кольской АЭС.
Для работы реакторов в сутки требуется всего 45 граммов урана.
Для сравнения: для замены 1 килограмма урана требуется два вагона угля.
Ледокол был спущен на воду 5 декабря 1957 года. Затем начался монтаж ядерной установки.
6 августа 1959 года был произведен пуск ядерного реактора. Видимо, успешный, так как 12 сентября того же года ледокол отправился в свой первый путь с верфи Адмиралтейского завода Ленинграда, дошел до порта приписки - Мурманска, где 3 декабря 1959 года был сдан Министерству морского флота.
Тридцать лет Ленин верой и правдой служил людям и Северу.
Ледокол взламывал льды и водил караваны судов по Северному морскому пути;
возил норильскую руду из Дудинки;
совершал рейсы на полуостров Ямал;
он построил дрейфующую полярную станцию "Северный полюс-10";
расставил по кромке многолетних льдов 16 дрейфующих автономных метеостанций, поставив самую северную из них за 80-й параллелью, причем в условиях полярной ночи...
Только за первые шесть лет своей жизни Ленин провел во льдах более 400 судов, пройдя 654 тысячи морских миль, из которых 563 тыс. во льдах.
В 1971 году Ленин первым из судов прошел по маршруту Мурманск - Певек, севернее Северной земли.
Из этого рейса ледокол пришел с живым грузом - спасенным белым медвежонком. Малыш был передан в зоопарк Ленинграда.
Могучий и одинокий, атомный ледокол всегда шел первым, легко разрезая льды.
Ленин умеет не просто разрезать льды, он может качать своими бортами, выбираясь из обступившего его ледяного плена.
Исполин дважды попадал в аварийные ситуации. Обе связаны с реакторными установками.
В 1965-м и 1967-м годах. В 1967 года реакторную установку пришлось снять и затопить у берегов Новой Земли.
На смену Ленину пришли новые атомные ледоколы, более мощные и совершенные. Ямал, Арктика, Войгач, Петр Великий, 50 лет Победы
Но Ленин так и останется пионером атомного флота страны.
В двадцать первом веке ветеран атомного флота обрел новый статус и зажил новой жизнью.
Здесь создан информационный центр по атомной энергии. Такие центры есть везде, где действуют объекты атомной энергетики.
Но только у Кольской АЭС информцентр расположен в таком уникальном объекте.
Наше первоначально скептическое отношение к посещению центра - приехали смотреть ледокол, а предлагают лекцию слушать! - быстро развеялось и перешло в подлинный интерес.
Центр прекрасно оснащен технически - чего стоит широкоформатный экран, которого лично я не видела много лет! - интересная программа, рассчитанная на посетителей разных возрастов - от дошкольников до ветеранов.
Мы с друзьями с интересом послушали нашего гида, посмотрели фильм, а потом испытали свои знания в компьютерной викторине.
Мои знания о Севере, об атомном флоте страны здорово расширились.
Как жаль, что до Мурманска так далеко, и немногим жителям огромной России удается побывать на Севере.
Находясь на Ленине, мы еще не знали, что пройдет несколько часов, и мы будем смотреть на залив с высоты сопки.