Колонны и скелеты Речного вокзала

May 30, 2014 00:11



Неравнодушные люди в Твери твердят про несчастную судьбу Речного вокзала. Прогрессивная общественность требует его ремонта, а наиболее отчаянные фантазеры - даже полной реставрации.

Не исключено, что рано или поздно процесс начнется, и тогда восхитительные руины превратятся в нечто сияющее и современное, отделанное пластиком, гипсокартоном и тому подобной гадостью.

Пока этого не случилось, надо осмотреть руинированный памятник архитектуры.

Ради этой цели в город на Волге из разных концов нашей все расширяющейся родины едут любители красивых зданий. То есть Родины с большой буквы.

Вот и мой знакомый фотомастер и блогер Евгений Лисицын (evg_lisin), житель Санкт-Петербурга, в свой последний приезд в Тверь пожелал осмотреть именно Речной вокзал.

Поэтому прекрасным майским днем мы с Евгением отправились не в трущобы Пролетарки, куда я обычно вожу гостей Твери, а на стрелку великой русской реки Волги и ее притока Тверцы.

Вот этот снимок другой фотограф из северной столицы Александр Козьмин (akozmin_7) сделал с другого берега Волги в августе 2013 года.

Мало что изменилось с тех пор, да и деревья те же самые.




Сначала мы погуляли вокруг здания.

Поглазели на рыбаков



Зашли с противоположной стороны



Я рассказала Жене, что когда-то в эти двери входили пассажиры, мечтающие отправиться кто в дальнее путешествие по Волге на белоснежном лайнере, кто в ближнее - в окрестности Калинина, на Ракете, Метеоре, Комете, прогулочном теплоходе Москва, а то и на катере Скорый 1953 года производства, который еще год назад возил меня на дачу. Можете посмотреть на него на моей заставке страницы в фейсбуке

Те времена остались в прошлом. Пассажирское движение по Волге в черте Твери прекратилось больше десяти лет назад.

Мне запомнился 2001 год, когда мне довелось несколько раз за лето прокатиться вверх по реке до пристани Кокошки. Катер был более чем заполнен публикой.

Кто же знал, что это последние рейсы? Потом нам объявили, что возить пассажиров во Волге невыгодно.

Не будем сегодня о грустном.

У Речного вокзала есть адрес.



Думаю нет особой необходимости рассказывать историю этого удивительного здания.

Ведь все же знают, что он построен в 1935-38 гг. на месте разрушенного древнего Отроч монастыря, от которого осталась лишь одна церковь.

Книга "Памятники архитектуры Тверской области" 2000 г. выпуска сообщает, что это "симметричное относительно угловой части Г-образное в плане здание состоит из двухэтажной ротонды, завершенной бельведером с высоким шпилем сложной формы, и двух пониженных прямоугольных крыльев. Ротонда и бельведер окружены легкими колоннадами..."

Далее сообщается, что в цокольном этаже размещен кассовый зал, в боковых корпусах - административно-хозяйственные службы, в ротонде на первом этаже - главный вестибюль, на втором - двусветные залы ожидания и комнаты отдыха, в бельведере размещен ресторан, в основании шпиля - маяк.

Чтобы было понятнее, план здания выглядит так:



Речной вокзал - любимец кинематографистов. Назову лишь несколько известных фильмов, в которых "снялся" тверской речной.

"Дети Арбата" - здесь снимались сцены ресторана. Нижняя колоннада стала местом объяснений Саши и Вари.

"Чучело" - в этой картине вокзал показан замечательно. Особенно выразительна сцена в конце фильма, где катер с бесстрашной девочкой Леной Бессольцевой в исполнении Кристины Орбакайте и ее подвижником-дедушкой (Юрием Никулиным), уплывает из города, населенного быдлом и хамами, а на пристани его провожает оркестр, дирижируемый Роланом Быковым.

"Статский советник" - сцены также в нижних торговых рядах.

Телефильм "И снова Анискин" - сцены прибытия теплохода Академик Преображенский к причалу Речного вокзала.

Больше не могу припомнить, но уверена, что список "ролей" нашего вокзала гораздо длиннее.

Дальше в моем рассказе следует провал.

Как то так получилось, что в следующий момент мы оказались на открытой площадке вокзала, того самого ресторанного бельведера.

С площадки открывается прекрасный вид на город.

На Затверечье:



На городскую часть:



Здесь мы провели не меньше часа. Простор захватывает. Сознание, что возможно ты здесь в первый и последний раз, пьянит.

Хотелось раскинуть руки, как крылья, и полететь!

Я летаю над городом сонным,
Переулки внизу далеки,
Посмотри на меня благосклонным
Взором ласковым из-под руки.

Ты ведь тоже не так как иные
От весны живешь до весны.
И тебе тоже снятся шальные,
Беспокойные лживые сны...

Стихотворение много лет назад написал один из нынешних арендаторов офиса в этом самом Речном вокзале. По-моему, в тему.

Немного придя в себя, я перестала глазеть на окрестности и наконец увидела, как красива колоннада бельведера.

Не очень разбираюсь в архитектуре, но это явно что-то древнегреческое:



Когда-то на площадку бельведера выходили разгоряченные ресторанным вечером жители Страны Советов, сюда уединялись парочки неравнодушных друг к другу граждан обоего пола.

Пофантазировав, мы представили себе нарядных барышень в летящих платьях, их мужественных спутников в гражданских костюмах и военных мундирах.

Возможно, кто-то здесь провел последний мирный вечер перед роковым воскресным днем 22 июня 1941 года...

И вспоминал счастливые часы в окопах Великой Отечественной, во вражеском окружении, в ленинградской блокаде, на госпитальной койке.

Сейчас здесь хозяйничают птицы - голуби и чайки. Мы потревожили их привольную жизнь.

На самый верх Речного вокзала ведет шаткая металлическая лестница с перекладинами. Но ни я, ни мой спутник взгромоздиться на шпиль не решились.

Впечатлений и без того было достаточно.

Потом мы решили исследовать внутренний мир здания. Он оказался богатым.

Тот же бельведер внутри представляет из себя круглое помещение с высоким сферическим потолком, стеклянными стенами-окнами, затянутыми темной тканью.

На единственной стене висит огромный экран - идеальное место для показа кинофильмов. Увы, эта возможность здания, как и почти все остальные, не используется.

Несколько лет назад, как помнят жители Твери, Речной вокзал стал центром современного искусства "Тверца".

Здесь проводились перформансы столичного галериста Марата Гельмана, вызвавшие в городе бурную и неоднозначную реакцию.

Тут и там в здании попадаются следы того периода жизни вокзала.

Например, такой щит:



Ответ: никак.

Мы осторожно спустились по лестнице на один уровень ниже. Осторожно - потому что полумрак, нет поручней, под ногами строительный мусор, и вообще...

Я пожалела, что войдя в здание, не стала считать вокзальные лестницы. Их здесь великое множество.



Если спуститься по лестнице, которая перед нами, то попадаешь на шестиугольную площадку, пять граней которой - лестницы!

Когда-то здесь шумела жизнь. На этом уровне располагался зал ожидания.



Всюду стоят большие фанерные ящики с наклейками с названиями произведений искусства. Что понятно - в здание Речного вокзала временно, на время ремонта, переезжает картинная галерея.



Какая арка! На мой взгляд, очень сложный и разумно организованный интерьер. Не представляю, как можно было все это спроектировать.

Кажется, я еще не назвала создателей Речного вокзала. Архитекторы Е.Н. Гаврилова и П.П. Райский, конструктор И.М. Петраков.



Потолок прекрасен даже в таком виде!



Краска облупилась не от времени. Могу предположить, что в последнее десятилетие вокзал отапливался нерегулярно. Знаю, что в 2013 году топить здесь начали чуть не перед новым годом.

Не знаю, есть ли где-нибудь аналог нашего Речного вокзала.

Когда мы все здесь осмотрели и уже направились к выходу, наше внимание привлекла дверная рама, затянутая черной тканью. "Дверь" оказалась незаперта. Мы толкнули ее, вошли внутрь.

Сначала показалось, что мы попали в общественный туалет. Но что-то уж очень большой.

Конечно же, это была кухня ресторана. В чудесной запущенности.



С огромным интересом и опаской мы осматривали бесчисленные закутки кухни.

Женя заинтересовался открытой электропроводкой.

Кстати, по первой профессии мы оба инженеры.



Электрощит выглядит достаточно новым.



Здесь явно останки гельмановского центра. Мы пошли вверх по лестнице и попали в зал ресторана. Очевидно, этим путем вносились блюда и напитки.



По моим ощущениям, лестниц в вокзале десятка два, никак не меньше.

Открыв очередную дверь, мы увидели ступеньки вниз. Как не пойти по ним, даже если внизу темно и чем дальше, тем темнее! Путь мы освещали слабым светом телефонов.

Шли медленно, ступеньки и площадки завалены мусором, останками мебели, какой-то рухлядью.

Так прошли вниз несколько пролетов. Увидели коридор, комнатки, в них странные вещи.

Только увидев вот этого парня, я вспомнила, что в Речном вокзале располагался музей ужасов.

Привет, чудовище! Ты нас ждал? Рады тебя видеть!



Выход там же, где и вход.

Мы проделали обратный путь из темноты в свет.

Прошли круглый зал, в котором давно никто ничего не ждет, коридор с металлическими дверями, спустились по лестнице, вышли на залитую солнцем площадь.

Как будто вернулись из прошлого. В нем не все было плохо.

Да, взрывались монастыри, но на их месте строились такие прекрасные здания.

Речной вокзал, даже в своем нынешнем состоянии, остается одним из лучших зданий Твери. Не представляю, город без его ажурной двухярусной колоннады.

Теперь я знаю, как прекрасна она вблизи. И как нуждается вокзал в восстановлении.

Как жаль, что его бросили люди...

Фото все, кроме первого, Евгения Лисицына (evg_lisin)

P.S. Мне бы очень не хотелось, чтобы кого-то наказали за то, что мы погуляли по Речному вокзалу. Ущерба мы никакого не нанесли.

речной вокзал, Советское прошлое, Тверь, домспрошлым

Previous post Next post
Up