Прочитала недавно в блоге моего друга, петербургского фотографа Александра Козьмина (
akozmin_7) пост про дом с фараонами (
http://akozmin-7.livejournal.com/194091.html) и подумала, что тоже могу рассказать про один нерядовой петербургский дом.
В прошлом году мне довелось побывать в нем как раз в обществе Александра.
Это дом № 27 на улице Кронверкская.
Не знаю как вам, а мне любопытно знать, а главное видеть, как живут другие люди. Причем буквально - смотреть на их жилища.
Возможно, не в последнюю очередь из-за этого любопытства я стала работать в СМИ и однажды затеяла большой цикл Тверская сага.
Чтобы написать его, мне пришлось побывать в самых разных домах, чаще - в простых и даже бедных, реже - в богатых.
В последних я чувствую себя не слишком уютно.
Впрочем, богатство дома - не главное. Мне интересны дома с историей.
В них есть на что посмотреть, и есть о чем поговорить.
К тому же их не так много.
В ХХ веке люди не слишком засиживались в своих жилищах. Ветер перемен носил их как щепки. Хорошо, если уцелел семейный альбом со старинными картонными фотографиями.
Дом на Кронверкской - именно что дом с историей.
Это Петроградская сторона, что наверняка много говорит жителям Санкт-Петербурга.
Мы шли от метро Горьковская, похожей на летательную тарелку.
Стоял не по-питерски ясный сентябрьский день.
Район мне показался очень симпатичным.
Мы прошли сквер, театр «Балтийский дом».
Не без плутаний нашли нужный адрес.
Не без трепета вошли в парадное (питерское название подъезда). При входе ошарашил огромный камин.
Что ж, ничего удивительного - дому более ста лет.
Именно так предпочитали проживать состоятельные люди российской столицы до революции октября 1917 года.
В советское время дом на Кронверкской носил статус правительственного.
Здесь проживал председатель Ленинградского облисполкома страшных блокадных лет Николай Соловьев, конструктор танков Жорж Котин. О чем сообщают развешанные по фасаду мемориальные доски.
Здесь жил также знаменитый актер, народный артист СССР, лауреат пяти Сталинских премий Николай Черкасов.
О доме на Кронверкской и живущей в нем семье Черкасовых рассказывал Сергей Довлатов в сборнике рассказов «Чемодан».
Довлатов с детства дружил с сыном Черкасова Андреем.
Действие одного из составивших книгу рассказов «Куртка Фернана Леже» частично происходит в доме Черкасовых:
«ПРИЕЗЖАЕМ НА КРОНВЕРКСКУЮ.
В ПОДЪЕЗДЕ СИДИТ МИЛИЦИОНЕР.
СНИМАЕТ ТЕЛЕФОННУЮ ТРУБКУ: АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, К ВАМ! И ЗАТЕМ, ПОМЕНЯВ ВЫРАЖЕНИЕ НА ЧУТЬ БОЛЕЕ СТРОГОЕ: ПРОЙДИТЕ….
ПОДНИМАЕМСЯ В ЛИФТЕ. ЗАХОДИМ».
«Куртку Фернана Леже» лучше прочитать целиком, это очень увлекательное чтение.
Из которого становится понятно, что Советский Союз не был совсем уж бесклассовым обществом.
В наше время место милиционера занимает невидимый консьерж, который отворяет дверь по сигналу домофона.
Подъезд с камином впечатляет.
Помимо тесного лифта (видимо, не был предусмотрен проектом и монтировали в более позднее время), в доме две изящные парадные лестницы - справа и слева от входа и еще одна, выходящая во двор, черная. Черная лестница только так называется, на деле она очень красивая, гораздо красивее той, что в моем блочном доме.
Номерки на дверях квартир старинные, в виде эмалевых овалов.
Когда-то такие овальчики обозначали номера квартир в калининском доме, который также считался элитным, на улице Вольного Новгорода.
Это дом моего детства. Несколько лет назад дом снесли и построили современный аналог.
Перед сносом мы проникли в дом, зашли в свою старую квартиру и на память оторвали от двери номер нашей квартиры с цифрой 20. Точно такой же овальчик.
В дом на Кронверкской мы пришли к дочери одного очень известного в городе Калинине/Твери человека.
Его звали Николай Гаврилович Корытков. Много лет он руководил Калининской областью, в статусе первого секретаря обкома КПСС.
В 1978 году был отправлен на пенсию и вернулся в Ленинград, где поселился в доме на Кронверкской.
Здесь, причем в той самой квартире, Корытков жил до калининского периода своей жизни, в 50-е годы, когда он занимал пост второго секретаря Ленинградского обкома КПСС.
Когда Корытков вышел на пенсию и решил вернуться в Ленинград, ему вновь дали ту же самую квартиру, которая по счастливой случайности как раз освободилась.
Вот он сам, точнее, мемориальный уголок.
Теперь здесь живет его дочь Элеонора.
Не знаю, сколько комнат в квартире партийного работника, мы были только в одной - гостиной. В комнате три двери, две ведут в другие комнаты, и два окна, оба выходят в сквер перед домом, он называется Матвеевский.
Мой знаменитый земляк проводил здесь свой пенсионерский досуг, читал, смотрел в окно.
Наверное, о чем то думал.
Может, о событиях в стране?
О перестройке, например.
Говорят, что он ее одобрил, хотя Ельцину не доверял.
На этом снимке Корытков (крайний слева) снят в обществе самого генсека КПСС Леонида Ильича Брежнева.
Возвращаясь к самому дому.
В нем хорошие полногабаритные квартиры. Очень чисто и ухоженно.
В строительстве использованы качественные материалы. Никаких гипсокартонов, пластиков и прочего современного новодела.
Такие дома умели строить в СССР примерно до 1960-х годов.
Даже в 1950-е годы в стране еще строили хорошие дома.
Для руководителей партии, правительства, предприятий, работников правоохранительных органов, профессуры.
Таким людям полагалась прислуга, и в квартирах где-то по соседству с кухней, ванной, туалетом, существовала маленькая комнатка.
В ней могла поместиться узкая кровать, сундук, стул. А что еще надо домработнице?
В городе Калинине перед войной на улице Советской (главной улице города, как вы понимаете) был построен так называемый Дом специалистов.
Одну из квартир в доме получил профессор Владимир Брадис, автор знаменитых некогда четырехзначных таблиц Брадиса.
Я была в его квартире и некоторых других квартирах дома, где видела комнатку площадью метров в пять. Это как раз для домработницы. В ней даже есть узкое окно.
В наши дни это чулан. Как вариант - перегородка снесена, и пятиметровка стала частью кухни, к которой примыкала.
Не знаю, были ли такая комнатка у Корыткова. Прислуги у него точно не было. Жена Корыткова не работала и отлично готовила.
В отличие от знаменитого артиста Черкасова, жена которого считалась актрисой и вряд ли увлекалась стиркой, уборкой и кулинарией.
Гораздо больше элитных домов, в Петербурге мне интересны коммунальные квартиры. Но здесь будет правильнее, если рассказывать станут петербуржцы.
Петербургские фото выполнил Александр Козьмин (
akozmin_7), остальное взято из общедоступного архива.
Про Николая Корыткова и его роли в истории Калинина подробно можно прочитать здесь:
http://marina-shandar.livejournal.com/32095.html