Петербург. Дом на Кронверкской

May 05, 2014 21:49



Прочитала недавно в блоге моего друга, петербургского фотографа Александра Козьмина (akozmin_7) пост про дом с фараонами (http://akozmin-7.livejournal.com/194091.html) и подумала, что тоже могу рассказать про один нерядовой петербургский дом.

В прошлом году мне довелось побывать в нем как раз в обществе Александра.

Это дом № 27 на улице Кронверкская.



Не знаю как вам, а мне любопытно знать, а главное видеть, как живут другие люди. Причем буквально - смотреть на их жилища.

Возможно, не в последнюю очередь из-за этого любопытства я стала работать в СМИ и однажды затеяла большой цикл Тверская сага.

Чтобы написать его, мне пришлось побывать в самых разных домах, чаще - в простых и даже бедных, реже - в богатых.

В последних я чувствую себя не слишком уютно.

Впрочем, богатство дома - не главное. Мне интересны дома с историей.

В них есть на что посмотреть, и есть о чем поговорить.

К тому же их не так много.

В ХХ веке люди не слишком засиживались в своих жилищах. Ветер перемен носил их как щепки. Хорошо, если уцелел семейный альбом со старинными картонными фотографиями.

Дом на Кронверкской - именно что дом с историей.

Это Петроградская сторона, что наверняка много говорит жителям Санкт-Петербурга.

Мы шли от метро Горьковская, похожей на летательную тарелку.

Стоял не по-питерски ясный сентябрьский день.

Район мне показался очень симпатичным.

Мы прошли сквер, театр «Балтийский дом».

Не без плутаний нашли нужный адрес.

Не без трепета вошли в парадное (питерское название подъезда). При входе ошарашил огромный камин.

Что ж, ничего удивительного - дому более ста лет.

Именно так предпочитали проживать состоятельные люди российской столицы до революции октября 1917 года.

В советское время дом на Кронверкской носил статус правительственного.



Здесь проживал председатель Ленинградского облисполкома страшных блокадных лет Николай Соловьев, конструктор танков Жорж Котин. О чем сообщают развешанные по фасаду мемориальные доски.

Здесь жил также знаменитый актер, народный артист СССР, лауреат пяти Сталинских премий Николай Черкасов.



О доме на Кронверкской и живущей в нем семье Черкасовых рассказывал Сергей Довлатов в сборнике рассказов «Чемодан».



Довлатов с детства дружил с сыном Черкасова Андреем.

Действие одного из составивших книгу рассказов «Куртка Фернана Леже» частично происходит в доме Черкасовых:

«ПРИЕЗЖАЕМ НА КРОНВЕРКСКУЮ.
В ПОДЪЕЗДЕ СИДИТ МИЛИЦИОНЕР.
СНИМАЕТ ТЕЛЕФОННУЮ ТРУБКУ: АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, К ВАМ! И ЗАТЕМ, ПОМЕНЯВ ВЫРАЖЕНИЕ НА ЧУТЬ БОЛЕЕ СТРОГОЕ: ПРОЙДИТЕ….
ПОДНИМАЕМСЯ В ЛИФТЕ. ЗАХОДИМ».

«Куртку Фернана Леже» лучше прочитать целиком, это очень увлекательное чтение.

Из которого становится понятно, что Советский Союз не был совсем уж бесклассовым обществом.

В наше время место милиционера занимает невидимый консьерж, который отворяет дверь по сигналу домофона.

Подъезд с камином впечатляет.



Помимо тесного лифта (видимо, не был предусмотрен проектом и монтировали в более позднее время), в доме две изящные парадные лестницы - справа и слева от входа и еще одна, выходящая во двор, черная. Черная лестница только так называется, на деле она очень красивая, гораздо красивее той, что в моем блочном доме.

Номерки на дверях квартир старинные, в виде эмалевых овалов.

Когда-то такие овальчики обозначали номера квартир в калининском доме, который также считался элитным, на улице Вольного Новгорода.

Это дом моего детства. Несколько лет назад дом снесли и построили современный аналог.

Перед сносом мы проникли в дом, зашли в свою старую квартиру и на память оторвали от двери номер нашей квартиры с цифрой 20. Точно такой же овальчик.



В дом на Кронверкской мы пришли к дочери одного очень известного в городе Калинине/Твери человека.

Его звали Николай Гаврилович Корытков. Много лет он руководил Калининской областью, в статусе первого секретаря обкома КПСС.

В 1978 году был отправлен на пенсию и вернулся в Ленинград, где поселился в доме на Кронверкской.

Здесь, причем в той самой квартире, Корытков жил до калининского периода своей жизни, в 50-е годы, когда он занимал пост второго секретаря Ленинградского обкома КПСС.

Когда Корытков вышел на пенсию и решил вернуться в Ленинград, ему вновь дали ту же самую квартиру, которая по счастливой случайности как раз освободилась.

Вот он сам, точнее, мемориальный уголок.



Теперь здесь живет его дочь Элеонора.

Не знаю, сколько комнат в квартире партийного работника, мы были только в одной - гостиной. В комнате три двери, две ведут в другие комнаты, и два окна, оба выходят в сквер перед домом, он называется Матвеевский.

Мой знаменитый земляк проводил здесь свой пенсионерский досуг, читал, смотрел в окно.



Наверное, о чем то думал.

Может, о событиях в стране?

О перестройке, например.

Говорят, что он ее одобрил, хотя Ельцину не доверял.

На этом снимке Корытков (крайний слева) снят в обществе самого генсека КПСС Леонида Ильича Брежнева.



Возвращаясь к самому дому.

В нем хорошие полногабаритные квартиры. Очень чисто и ухоженно.

В строительстве использованы качественные материалы. Никаких гипсокартонов, пластиков и прочего современного новодела.

Такие дома умели строить в СССР примерно до 1960-х годов.

Даже в 1950-е годы в стране еще строили хорошие дома.

Для руководителей партии, правительства, предприятий, работников правоохранительных органов, профессуры.

Таким людям полагалась прислуга, и в квартирах где-то по соседству с кухней, ванной, туалетом, существовала маленькая комнатка.

В ней могла поместиться узкая кровать, сундук, стул. А что еще надо домработнице?

В городе Калинине перед войной на улице Советской (главной улице города, как вы понимаете) был построен так называемый Дом специалистов.



Одну из квартир в доме получил профессор Владимир Брадис, автор знаменитых некогда четырехзначных таблиц Брадиса.

Я была в его квартире и некоторых других квартирах дома, где видела комнатку площадью метров в пять. Это как раз для домработницы. В ней даже есть узкое окно.

В наши дни это чулан. Как вариант - перегородка снесена, и пятиметровка стала частью кухни, к которой примыкала.

Не знаю, были ли такая комнатка у Корыткова. Прислуги у него точно не было. Жена Корыткова не работала и отлично готовила.

В отличие от знаменитого артиста Черкасова, жена которого считалась актрисой и вряд ли увлекалась стиркой, уборкой и кулинарией.

Гораздо больше элитных домов, в Петербурге мне интересны коммунальные квартиры. Но здесь будет правильнее, если рассказывать станут петербуржцы.

Петербургские фото выполнил Александр Козьмин (akozmin_7), остальное взято из общедоступного архива.

Про Николая Корыткова и его роли в истории Калинина подробно можно прочитать здесь:

http://marina-shandar.livejournal.com/32095.html

Кронверкская улица, Петербург, Корытков, #Санкт-Петербург, домспрошлым

Previous post Next post
Up