Фридрих Энгельс - человек и теплоход

Nov 06, 2013 21:39



История самого популярного в Калинине теплохода тронула меня своим трагическим финалом.

Он работал, чтобы люди были счастливы, а сейчас всеми забытый тихо покоится на дне морском

В наши дни стало как-то забываться, что Тверь стоит на главной реке России и именно в Твери Волга становится судоходной.

Конечно, и в наши дни теплоходы изредка причаливают к причалу полуразрушенного здания Речного вокзала, с трапа сходят пассажиры и отправляются на экскурсию по городу, но это все больше жители столичных городов.

Такие речные круизы когда-то были невероятно популярными среди жителей Калинина.



Калининские туристы, путешествующие по Волге, на экскурсии в Волгограде

Это было очень интересное путешествие и, что немаловажно, удобное.

Можно было сесть на белый теплоход в центре города и отправиться недели на две в поездку через всю Россию. Ночью теплоход шел по реке, а днем останавливался в городах.

Путешествие по Волге длинное.

Протяженность главной российской реки составляет 3530 километров. Расстояние от Твери до устья Волги, конечно, немного меньше, но все же вполне достаточно для совершения незабываемого путешествия.

Для нас, жителей Верхней Волги, такое путешествие интересно особенно. Ведь мы видим Волгу в самом начале ее длинного пути, у крошечного ручейка - истока Волги, где был или собирается побывать, наверное, каждый житель тверской земли



Фото Aleksandr Kozmin (akozmin_7)

В своем дальнейшем течении по России Волга преображается, становится широкой, полноводной, бескрайней почти как море, пока не распадается в своем устье на множество рукавов. А шлюзы! Тот, кто проходил их, никогда не забудет этого удивительного творения рук человеческих.

Речное путешествие - это еще и возможность посетить сразу несколько городов.

Речной теплоход, идя по Волге, останавливается в Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде (прежде - Горьком), Казани, Ульяновске, Самаре (Куйбышеве), Саратове, Волгограде и, наконец, в Астрахани.
Путешественники тех лет лично удостоверялись в истине «Волга впадает в Каспийское море» и, наверное, в пути часто пели эту популярную тогда песню, как и еще одну песню про главную русскую реку - «Течет река Волга», спетую Людмилой Зыкиной.

Экскурсии, прогулки, незабываемые впечатления… Туристам показывали исторические памятники, музеи. В Ульяновске обязательно водили в музей семьи Ульяновых, в Волгограде - на мемориал на Мамаевом Кургане.

Долгие годы калининских туристов возил по Волге один и тот же теплоход - «Фридрих Энгельс». Со временем он стал символом речных круизов. Если кто-то говорил, что собирается плыть на «Энгельсе», то не требовалось уточнения, куда именно. Все знали, что этот теплоход повезет пассажиров к самому Каспийскому морю, а затем обратно.



Теплоход "Фридрих Энгельс" в пути

Между тем, история самого теплохода достаточно любопытная и даже трагичная и заслуживает отдельного повествования.

Трехпалубный теплоход «Фридрих Энгельс» был построен в Германской Демократической Республике на судоверфи имени Матиаса Тезена в городе Висмар.

Это был типовой проект пассажирского судна № 588. Будущий «Фридрих Энгельс» относится к серии 1 типу В. В 1954-61 гг. по проекту 588 наши немецкие друзья построили 49 теплоходов, из них одиннадцать относятся к серии 1. Длина такого теплохода составляет 95,8 метра, ширина 14,3 метра, высота 16,7 м, осадка - 2,42 м, водоизмещение 1492 тонны.

Теплоход был оснащен тремя дизельными двигателями по 400 лошадиных сил каждый и развивал максимальную скорость 25,9 км\ч. Он мог взять на борт почти восемьсот пассажиров. Для них предназначались 132 четырехместные каюты, 114 двухместных кают, 15 одноместных кают и два роскошных «люкса» на верхней палубе с видом на носовую часть.

Для пассажиров работали два ресторана, бары, буфет, читальный салон, кинозал. По вечерам играла музыка, желающие танцевали.

Поездка на теплоходе превращалась в настоящий праздник для не слишком избалованных комфортом и развлечениями советских граждан.

По рекам Советского Союза в те годы ходили двойники «Фридриха Энгельса» - разумеется, «Карл Маркс», обязательно «Ильич», «Георгий Плеханов», «Иван Тургенев», «Михаил Кутузов».
Одно из судов сгорело в 1978 году, но судьба остальных сложилась вполне счастливо, они долгие годы верой и правдой служили советским людям, делая их жизнь немного радостнее.

Чтобы попасть в Советский Союз, новорожденный «Фридрих Энгельс» своим ходом отправился по северному пути в порт приписки город Горький. Это заняло почти год. Навигация 1956 года стала первой в долгой судьбе теплохода, который поступил в распоряжение Горьковского речного пароходства.

До 1964 года судно работало на сверхпопулярной тогда линии Москва-Астрахань, потом оно ходило между Ленинградом и волжскими городами, доводилось ему бывать в бурных водах Онежского и Ладожского озер, пока в конце 1960-х годов не поступило в распоряжение Калининского совета по туризму.

Это был настоящий подарок жителям Калинина, которые получили возможность совершать замечательные поездки вниз по Волге.

В 1970-80-е годы теплоход честно работал на своем направлении.

Казалось, что так будет всегда.

Однако период реформ не мог не отразиться и на судьбе теплохода. Многим ли жителям новой России в 90-е годы было до круизов, пусть даже и речных?

В 1992 году «Фридрих Энгельс» был отправлен из Твери на холодный отстой в затон Нижнего Новгорода. Несколько лет судно стояло всеми забытое, в конце 90-х годов стало совершать одиночные рейсы из Нижнего.

Начало 2000-х годов, казалось, стало временем возрождения уже немолодого, но все еще крепкого судна. Новые владельцы оснастили его согласно современным требованиям комфорта и безопасности, и теплоход вновь начал совершать регулярные рейсы.

Навигацию 2003 года наш старый знакомый провел с полной нагрузкой, как в годы далекой юности. Вновь его каюты и рестораны заполняла беззаботная публика, вновь за кормой мелькали знакомые города, которых он приветствовал гудком.

И не беда, что Куйбышев стал Самарой, Горький - Нижним Новгородом, а Калинин, который он больше никогда не увидел, Тверью.

В 2003 году наш верный речной друг ходил по маршрутам Нижний Новгород - Казань, Нижний Новгород - Москва, он совершал даже 13-дневное путешествие до Петербурга.

У теплохода появился сайт в интернете и преданные поклонники по возрасту вдвое моложе его самого.

Кто же мог предвидеть, что эта навигация станет последней в его славной трудовой биографии?

Сначала беда случилась с другим теплоходом. «Михаил Чеботарев», служивший плавучей гостиницей в Калининграде, в августе 2003 года внезапно сгорел, а затем был порезан на металл.

На замену другу был отправлен «Фридрих Энгельс», это было уже по завершении навигации, в конце октября 2003 года.

Основоположник марксизма шел в Балтику, но до места назначения не добрался...

«Фридрих Энгельс» достиг Санкт-Петербурга и перешел в Балтийское море, здесь он был буксирован, но не дойдя восьмидесяти милей до Калининграда затонул на глубине сто метров.

Подъем судна был признан нецелесообразным...

Со времени той трагедии прошло десять лет.

Красавец и любимец тысяч пассажиров теплоход «Фридрих Энгельс», как наш волжский «Титаник», лежит на дне морском.

Если у корабля есть душа, может быть, она нашла покой именно в такой смерти?

Реальный Фридрих Энгельс, уходя из жизни, просил, чтобы его прах развеяли над морем возле английского города Истборна.

Это место он очень любил, здесь крутые скалы, маяк и всегда бурные волны. Воля соратника Маркса была выполнена.

Судьбы товарищей «Фридриха Энгельса»по 588-му проекту сложились по-разному: одни выведены из эксплуатации и тихо ржавеют в затонах, втайне мечтая о лучших временах, другие честно тянут лямку по речным просторам.

Конечно, есть другие, более современные теплоходы, но вот только поездки на них доступны далеко не всем.

Говорить о былой массовости речных круизов не приходится.



Молодой Фридрих Энгельс чем-то походил на мятежного Че Гевару. Не находите?

Фридрих Энгельс (1820-1895) - немецкий общественно-политический деятель, философ, один из основоположников марксизма, друг и соратник Карла Маркса. Энгельс родился в германском городе Бармен в семье текстильного фабриканта, изучал философию, историю, литературу, писал стихи.
В 1842 году познакомился с Карлом Марксом. Вместе они создали новое революционное мировоззрение - научный коммунизм, обосновав неизбежность установления коммунистического строя. После смерти Маркса Фридрих Энгельс до конца жизни работал над их общим трудом - «Капиталом».
В 1931 году в честь Фридриха Энгельса город Покровск Саратовской области, в котором жило много немцев, переименовали в Энгельс

Калинин, Советское прошлое, Фридрих Энгельс, теплоход, путешествия

Previous post Next post
Up