Градницы: тверская скудная земля

Oct 18, 2013 23:03


Продолжение повествования о путешествии блогеров в волшебную страну Весьегонию.

Начало весьегонской саги:

Немного погуляв по Бежецку, мы тронулись на север. Блогеры быстро оценили фотографическую ценность городка, и сразу решили, что на обратном пути опять будем снимать бежецкие красоты. Так и вышло. Только по пути туда мы останавливались на наиболее презентабельной центральной улице Большая, а на обратном заехали в сторону рынка и гуляли по живописным деревянным руинам.




Мне хотелось, чтобы ребята посмотрели на памятник Анне Ахматовой, Николаю и Льву Гумилевым, поскольку была договоренность о посещении нами музея Дом поэтов в Градницах, где нас любезно согласилась принять в свой выходной день директор музея Елена Ивановна.
Памятник был открыт в 2007 году. Скульптор - Андрей Ковальчук. Это не единственная работа автора на тверской земле. Годом позже Ковальчук сваял конную статую князя Михаила Ярославича, установленну. на Советской площади в Твери.
Как конная статуя вызывает неоднозначные чувства у современников, так и трехфигурная композиция поэтов не вполне свободна от дискуссионной составляющей. Когда уже по возвращении из поездки мои попутчики стали выдавать отчеты, я обратила внимание, что они стараются избегать полной версии композиции, ограничиваясь то двумя, а то и одной фигурами.




По-моему, так гораздо лучше. Лев Гумилев слишком стар для своих молодых родителей.

Музей "Дом поэтов", посвященный семье Гумилевых, расположен всего в 10 километрах от Бежецка, если ехать в сторону Красного Холма. К стыду своему, я не только в нем никогда не была (а открыт музей был в далеком уже 1989 году, когда отмечалось столетие со дня рождения Анны Ахматовой), но и совсем недавно узнала о существовании данного культурного объекта. Тем интереснее было взглянуть на провинциальный очаг культуры. Несколько лет назад музей реконструировали и теперь он является филиалом Тверского государственного объединенного музея.
Поворот на музей выглядит живописно:




Руины на заднем плане снимка - останки Троицкого храма постройки 1782-1804 гг. На мой взгляд местного жителя, бежецкие церкви вообще очень крупные, а Троицкая так просто поражает своими размерами даже в своем настоящем руинированном виде. Достаточно сказать, что основной массив храма - четверик имеет три яруса света. Колокольня потрясает высотой и мощью:




Даже башни когда-то существовавшей ограды здесь были двухярусными. Я и в Твери не знаю столь масштабного сооружения. Разве что новодельный храм Александра Невского РПЦ/РЖД на Привокзалке может соперничать своим размахом с этой скромной сельской церковью. Лучше бы восстановили бежецкую Троицу, чем городить новую церковь из силикатного кирпича. Впрочем, это не нам решать.

В позапрошлом веке здесь венчались родители Николая Гумилева Степан и Анна.

Отчаянные, ничего и никого не боящиеся большевики зачем-то пытались взорвать комплекс церкви. Неужели надеялись таким способом добыть кирпич? Естественно, у них ничего не вышло. Намертво соединенные раствором красные кирпичи так и не разомкнули своих объятий. Бог весть, сколько стоят в таком виде остатки, не меньше 80 лет, а по крепости сочленений видно, что сдаваться старая церковь не собирается.

Может и дождется она божьего чуда - своего возрождения?




Пока что возрождение требуется всем Градницам. Существовавший некогда здесь колхоз прекратил свое существование. Вслед за ним были закрыты и учреждения социальной сферы. С огромным удивлением мы узнали, что который уже год пустует двухэтажное здание со спортзалом местной школы. Оказалось, что ее оптимизировали. Оставшихся школьников возят в Бежецк. Магазин и тот закрыт.

Кого оптимизируют следующим? Может быть, людей?

Только вОроны ( или ворОны?) одни и считают божий храм своим родным домом.




Такая печальная рама обрамляет жемчужину Градницкого музея.

Сам он, безусловно, хорош. Одноэтажный деревянный дом с мезонинами на все четыре стороны, засыпанный осенними желтыми листьями.




В нем нет ничего новорусского, показного. Несколько лет назад дом отреставрировали. Раньше он стоял в Слепнёве, селе в 6,5 км от Градниц. Именно там и бывала Анна Ахматова во время своих приездов в бежецкие края. Впервые она приехала в 1911 году, на следующий год после замужества. Затем бывала ежегодно, точнее, ежелетне, вплоть до 1917 года. Здесь жил со своей бабушкой Анной Ивановной сын Гумилева и Ахматовой Лев. В 1917 году, как водится, крестьяне выгнали бар из их дома. Дальше они проживали в Бежецке, где Лев закончил школу.

Слепневский дом перенесли в Градницы в 1935 году, когда здесь сгорела школа. А Слепнёво постепенно умерло. Теперь на его месте ничего нет. Вот еще один аргумент против пресловутой оптимизации.

Школа в гумилевском доме работала вплоть до 1987 года, когда было выстроено новое кирпичное здание. Но и оно уже брошено за ненадобностью.




А музей живет. Похоже, он один и удерживает Градницы от полного распада. Сюда приезжают гости из самых дальних городов. Но нам повезло - мы здесь были одни, в выходной день, и ничто не мешало чувствовать себя единственными и желанными в Доме поэтов.

На пороге нас встретила Елена Ивановна, хранительница музея. Судя по всему, она здесь едина во многих лицах.




Мои товарищи усмотрели определенное внешнее и внутреннее сходство Елены Ивановны и знаменитого поэта Анны Ахматовой.



Что-то в этом есть. Несомненно, Елена Ивановна - душа Дома поэтов. Работает она безусловно не за заработную плату. Музей - ее жизнь. Именно на таких тонких, умных, благородных женщинах и держатся маленькие очаги культуры в российской провинции. Когда-нибудь мы расскажем о каждой из таких подвижниц.

О самом музее уже прекрасно написали мои коллеги akozmin_7, olster28, prescott10 и evg_lisin. У каждого из них свой взгляд на музей, на поэзию и поэтов.

Мне приятно, что наш скромный тверской музей вызвал искренний отклик в сердцах жителей Москвы и Санкт-Петербурга, городов, имеющих огромное количество всемирно известных музейных коллекций.

В музее есть что посмотреть. Здесь собраны вещи ахматовской эпохи.
Возможно, что эти книги держала в своих руках Анна Андреевна Ахматова:




В сущности, слепневский дом был единственным, в котором хотя бы какое-то время вместе, под одной крышей, жила все семья вместе.




Елена Ивановна очень деликатно и в то же время откровенно рассказала о непростых отношениях между супругами. Брак был недолгим. Семья родилась в 1910 году, в 1918 году супруги развелись. В 1921 году Николай Гумилев был расстрелян. Пока они были женаты, Гумилев мог приехать в Слепнево и не зайти к своей жене.. А Слепнево он просто не любил. Его сердце было отдано знойным просторам далеких экзотических стран.

Анна Ахматова написала в Слепнёве ряд стихов.

Вот одно из них:

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,
О смерти Господа моля.
Но все мне памятна до боли
Тверская скудная земля.
Журавль у ветхого колодца,
Над ним, как кипень, облака,
В полях скрипучие воротца,
И запах хлеба, и тоска.
И те неяркие просторы,
Где даже голос ветра слаб,
И осуждающие взоры
Спокойных загорелых баб.

Природа в бежецких краях дейтвительно не слишком живописная. Нет ни леса, ни широких рек. Быть может, поэзия Ахматовой имела бы иное звучание, живи она на Волге или в богатом лесами и заливными лугами Весьегонском уезде?

Этого мы никогда не узнаем.

Ахматову помнят в бежецких краях. И будут помнить, пока здесь работает Елена Ивановна.
До тех пор здесь будет гореть незажженная лампада в комнате с синими обоями, где жила, творила, страдала  и любила великая женщина России.




Последний взгляд назад:




Партнёры блог-тура:

Администрация">http://www.vesegonsk.ru/">Администрация Весьегонского района Тверской области

ОАО">http://creative-wine.ru/">ОАО "Весьегонский винзавод"

Холдинг">http://www.afanasy.ru/">Холдинг “Афанасий”

Агентства">http://zrpb.ru/">Агентства недвижимости “Заволжский район & Правый берег”

Информационный партнёр - “Тверские">http://www.vedtver.ru/">“Тверские ведомости”

Подборку всех материалов блогтура можно посмотреть здесьhttp://http://999allan999.livejournal.com/2072035.html">здесь>

Фото
akozmin_7, olster28, evg_lisin.

После Градниц мы взяли курс на Весьегонск, и уже нигде не останавливались, если не считать водопоя на роднике под Рамешками и фотосессии удивительной скульптуры рамешковского Ильича. Впереди нас ждали чудеса, но мы о них еще не подозревали.

#blogtour69, Дом поэтов, Ахматова, Бежецк, музей, оптимизация, провинция, Гумилев

Previous post Next post
Up