Вена: Хундертвассер, Бельведер, Карлскирхе - 30.03.2008

Jan 22, 2009 17:16


Жил-был на свете австрийский архитектор Фриденсрайх Хундертвассер. Звали его, впрочем, не "богатые миром сто вод", а Фридрих Штовассер, но это ничуть не мешало ему творить в экологичном стиле, сглаживать все углы до состояния, будто они были обмыты сотнями вод, и наполнять свои строения миром.

Детство Богатого Миром Хундертвассера миром наполнено не было, ибо все его еврейские родственники погибли в концлагерях. В юношеском возрасте, протестуя против несовершенной реальности, Штовассер взял себе новые имя и фамилию, объездил много стран и начал творить. Свои здания он создавал, в основном, на территории Австрии и Германии. Под конец жизни судьба занесла его в наполненную миром Новую Зеландию, где он какое-то время жил довольно счастливо. Волею судеб, архитектор с фамилией "сто вод" умер в водах Тихого океана, а похоронен, как он того и желал, в Новой Зеландии в саду Счастливых Мёртвых под тюльпановым деревом.



Хундертвассера считают австрийским Гауди, что, в общем-то, не удивительно: и тот, и другой ненавидили жёсткие прямые линии и острые углы, оба стремились к плавным, неровным переходам, причудливым формам и ярким цветам. Как и у Гауди, у Хундертвассера были свои поклонники и свои недоброжелатели. Одни им восхищались, другие его ругали. Как бы то ни было, сейчас дом Хундертвассера - одна из основных достопримечательностей Вены. Туристов здесь всегда пруд пруди, впрочем, от желающих пожить в доме тоже нет отбоя.



Хундертвассер легко использовал самые яркие цвета, с удовольствием добавлял в декор металлическую пыль, стекло, бумагу. На фотографии ниже видны такие вставки на доме. Это мозаика из битой керамической плитки. При ярком свете солнца эти кусочки начинают играть, создавая сказочный эффект. Этот приём Хундертвассер тоже позаимствовал у Гауди: именно в этом стиле выполнен, скажем, парк Гуэль.



На фотографии ниже видны деревья, высаженные на крыше дома. Это ещё одна особенная черта мировидения товарища Хундертвассера. По его мнению, архитектура во всём должна полностью гармонировать с природой: причём зелени надо позволить расти везде, где это только возможно, в идеале, даже внутри дома. Свой идеальный проект дома-норы-сада-огорода архитектору удалось реализовать к концу жизни в своей любимой Новой Зеландии. Впрочем, желание ежедневно сидеть в норе на газоне под пальмой с ноутбуком большинству людей кажется всё-таки несколько сомнительным.



Как не сложно догадаться, за строительством дома Хундертвассера многие следили с большим интересом. В некотором смысле, Хундертвассеру повезло куда больше, чем Гауди: его хоть и критиковали, но охотно спонсировали, а когда в 1985 году дом был достроен, то отбоя от желающих в нём пожить не было (для сравнения: на покупателей домов в парке Гуэль, спроектированном Гауди, просто не нашлось и проект закрыли из-за нерентабельности). Цены на аренду за жильё в доме Хундертвассера и сейчас самые высокие во всём городе. Причём квартиру здесь можно именно арендовать, а не купить, т.к. дом - собственность государства. Очевидно, что долго в таком доме никто не живёт, потому что а) дорого; б) психика не выдерживает всё время ходить по неровным полам, символизирующим лесные тропы, и глядеть на неравномерно окрашенные стены, напоминающие занавески.



Особенное внимание товарищ Хундертвассер уделял окнам-глазам, из которых человек в любой момент мог бы посмотреть на окружающий его мир. А на фотографии ниже видны ещё и какие-то интересные прибамбасины, соединяющие этажи, - фиг знает, для чего нужны.



Вокруг дома тоже всюду созданы всяческие неровности, напоминающие лесные тропы. Привыкшего ходить по ровному тротуару человека это в какой-то момент начинает не слабо напрягать. Особенно если ходишь всё время с поднятой вверх головой и забываешь, что можешь в любой момент рухнуть. Зато отдельно можно отметить наличие на доме золотого купола-маковки, теряющегося среди деревьев. Это тоже своеобразная причуда Хундертвассера, считавшего, что ровных крыш быть не должно.



Недалеко от дома Хундертвассера находится другое, не менее известно здание, построенное по его же проекту, - Kunsthaus Wiens, или дом искусств. Внутри находится музей Хундертвассера, где выставлены его картины, рисунки, макеты и пр.



Кунстхаус не такой разноцветный, как жилой дом, за что лично мне понравился даже немного больше.



Гуляя по улицам Вены от дома Хундертвассера в сторону центра, можно наткнуться на магазин фокусов с милейшим кроликом, которого достают из шляпы. Кролика немного жалко, потому что взгляд у него такой, как будто он и сам недоумевает, как он здесь оказался.





Ещё в Вене можно добраться до района Донауштадт, который, как ясно из названия, лежит на берегу Дуная, и понаслаждаться видами вокруг. Здесь встречаются всякие приятные глазу здания, типа газометра и весёлого изогнутого дома, который виднеется на заднем плане. Чем-то напоминает танцующий дом в Праге.



Не очень живописно, но всё-таки Дунай. :)



А вот эти высокие здания - это уже Международный Венский центр, или UNO-City. Вон там вдалеке слева виднеется башня - это Donauturm, с которой открываются красивые виды на близлежайщие районы.



Это уже живописные виды с башни: Donaupark, вдали сам Дунай и зелень-зелень-зелень.



Собственно, здания ООН. Вена является третьим городом-резиденцией ООН после Нью-Йорка и Женевы, а посему здесь заседают всякие комитеты ООН, типа комиссии ООН по международной торговли, организации по промышленному развитии и пр. Вот где-то в этих домиках и решаются некоторые из мировых вопросов.



Следующим замечательным пунктом программы была галерея Бельведер, входящая в один из самых важных must'ов поездки. Здесь собрана масса всяких интересных картин и скульптур, из которых лично для меня самое большое внимание представлял Густав Климт. Впрочем, кроме Климта, там даже есть пара приятных работ импрессионистов.



Весёлые ворота с одной из сторон входа на территорию Бельведера. Львов, по-моему, даже слегка пошатывает, как будто они только что весело пили на брудершафт. Впрочем, смотрятся они довольно мило. Да и вообще, Верхний Бельведер строился для увеселений, поэтому вот такие вот львы очень даже кстати.



Парк Бельведера, который соединяет Верхний и Нижний дворцы, летом, должно быть, выглядит куда более красиво, чем в марте. Особое очарование придают ему вот такие вот скульптуры грифонов. :)



Из окна Верхнего Бельведера парк выглядит ещё приятнее.



Из самого важного и интересного, что хранится в Бельведере, особое место отводится картине Густава Климта "Поцелуй". Фотографировать в музее нельзя, поэтому эту картинку пришлось нагло скопировать из интернета. Раньше много раз приходилось видеть маленькие репродукции этой картины, но увидеть её своими глазами - совсем иное. Довольно необычное впечатление, даже вербализовать как-то сложно. Да и другие работы Климта тоже не оставляют равнодушным.



При выходе из Нижнего Бельведра попадаешь на площадь, где стоит памятник советским солдатам - освободителям Вены. Памятник довольно суровый, но впечатление сглаживается ярким солнечным светом и радугой в фонтане. Неприятный осадок оставляет тот факт, что многие австрийцы, оказывается, призывают снести этот памятник, потому что он, по их мнению, не вписывается в архитектуру города.



Из других интересных построек, найденных в городе, стоит, пожалуй, отметить здание парламента, в котором заседают всяческие советы парламента Австрии. Здание довольно длинное и фотогеничное, но нормально сфотографировать его никак не получается, потому что прямо перед ним идёт оживлённая Рингштрассе, вдоль которой стоят крайне не фотогеничные столбы, так и норовящие залезть в кадр.



Здание Альбертины, где хранится огромная коллекция графики, включая работы Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рубенса, Дюрера, Пикассо и др. Сюда, в отличие от Бельведера, к сожалению, попасть не удалось.



Где-то недалеко от Альбертины прямо на улице лежит вот такой вот памятник жертвам Второй Мировой войны.



Последней из основных достопримечательностей, запланированных на тот день, стала барочная церковь Карлскирхе, по своему строению напоминающая смесь греческого и итальянского стилей.



Считается, что колонны Карлскирхе напоминают колонну Марка Аврелия в Риме.



Ближе к ночи около Карлскирхе зажигаются фонари с причудливыми разноцветными лампочками, от которых образуются довольно весёлые тени. У нас это незапланированное развлечение съело где-то полчаса времени. :) Пришлось отрывать его ото сна. Но было невероятно весело. :)





Ну и по дороге в свой хостел прошли мимы пары интересных зданий, одно из которых заслуживает особого внимание. Это Сецессион с золотым куполом-шаром из лавровых веток на крыше. Здесь некогда был выставочных зал объединения группы художников с одноимённым названием. Одним из участников этой группы был знаменитый Густав Климт.



На сегодня всё. Ушла учиться. :)

Вена, путешествия, Австрия

Previous post Next post
Up