Я тут столкнулась с удивительным для меня подходом к школьным олимпиадам. Хочется обсудить, кто что думает по этому поводу.
История давно прошедшая, личности неважны, хочется обсудить принципы, а не конкретных людей. Поэтому просьба: если кто-то видел это обсуждение, или сейчас его найдёт, -- не надо приводить ссылок.
Речь идёт о
Турнире Городов. Обсуждается рассказ V о том, как он организовал команду для решения задач на Турнире; каждый решал свою задачу, а потом все решения собирались вместе и записывались каждым самостоятельно. В итоге V занял там первое место.
Обсуждение (не полностью):
M:
А вот через два года такой же мальчик не занял ничего, и остался в уверенности, что он недостаточно хорош и на олимпиады ему ходить не стоит. Потому что все места забила организованная тобой "команда".
V:
Раз этот мальчик так решил, то ему ходить на олимпиады, возможно, действительно не стоило.
А я шел на этот турнир (с непонятным статусом) не за местом, а пообщаться с друзьями, порешать с ними задачки, поиграть в новую игру. Та было шумно, весело, вряд ли это согласуется с обстановкой на олимпиадах для результата. Я получил это удовольствие, и почему мне за это должно быть стыдно? Потому что кто-то из участников пришел за чем-то другим? А почему ты уверена, что то, зачем пришел он, более важно, чем то, зачем пришел я?
M:
А если кто-то придёт на вступительные экзамены в вуз и начнёт там общаться с друзьями, решать с ними задачки, играть в новую игру -- почему ты думаешь, что его право на развлечение менее важно, чем право на поступление "обычных" абитуриентов?
А на областную или всесоюзную олимпиаду?
Олимпиада -- это не место для развлечения. Она не для этого предназначена.
D:
Простите, кем предназначена? Вот именно такой вопрос. Кто у нас ответственный за предназначение олимпиад?
M:
Наверное, тот, кто её организует. Если некто собрал детей, предложил им развлекаться, совместно решать задачки, потом сдать каждому лично оформленное то, что решили группой, -- да на здоровье.
Но Турнир Городов -- олимпиада (на тот момент) всесоюзного уровня. Правила её проведения были приняты её оргкомитетом. Каждый город должен был обеспечить у себя эти условия.
D:
Очень хорошо. Итак, оргкомитет имеет какое-то представление о предназначении олимпиады. Очень хорошо. Исходя из этих своих представлений (пока никто не сформулировал, каких), он формирует правила, принимает оргрешения и т.п. НО ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ТЕ ЖЕ ЦЕЛИ, что и какие-то взрослые неизвестно где?
Раз ребенок приходит, то у него своя цель. Например, "получить удовольствие". Она расходится с целью оргкомитета? ТЕМ ХУЖЕ ДЛЯ ОРГКОМИТЕТА. Если он не способен добиться своих целей - нечего валить вину на внешние обстоятельства, в частности, на ребенка. Классическое: "ах, как хорошо было бы в школе, если бы не ученики...".
V:
>Олимпиада -- это не место для развлечения. Она не для этого предназначена.
Боюсь, это догма не только для тебя. И принес этот подход массу вреда. Ты там переживала по поводу мальчика, который пришел на олимпиаду и решил на нее больше не ходить, поскольку шумная компания решила задач больше, чем он. А не стоит ли лучше попереживать по поводу тысяч реальных детей, которые приехали на подобную олимпиаду, просидели четыре часа в запертой аудитории под окрики "не оборачиваться", и навсегда решили бросить это занятие?
>Я не снимаю ответственности с организаторов. Судя по твоему описанию, организовано было безобразно.
Не больно-то прилично брать на себя право накладывать и снимать с людей ответственность.
А я благодарен организаторам. Группа школьников пришла в свой выходной пообщаться, заняться интеллектуальным творчеством (а не пиво на скамейке в сквере пить). Школьники эти обсудили решения предложенных задач, а потом писали эти решения, каждый сам за себя - это не было списыванием, когда сдается десять одинаковых решений, тупо переписанных, иначе не было бы и победителей. Сдавший лучшую работу получил диплом.
Вероятно, кто-то из школьников, пришедших на турнир по разнарядке учителя, тоже был увлечен этим общением, увидел, что математика это, оказывается, интересно. Много есть у школьников мест для этого? Организаторы дали возможность школьникам почувствовать этот праздник. Спасибо им, и порадуемся за школьников.
Нет же, оказывается школьники, получая от олимпиады удовольствие, нарушили "информацию о проведении", написанную чиновниками, которые вбили себе в голову и вбивают другим: олимпиада - не место для развлечения. Разойтись по местам и не сметь получать удовольствия!
Ну перестал бы я ходить на такие мероприятия, победи тогда эта инструкция. Мало ли инструкций меня в жизни победили? Мало ли хороших начинаний сдохло под ними?
>А что мешало, если ты пришёл поразвлекаться, взять задачи, уйти из аудитории и развлекаться в другом месте?
С какой стати я должен идти в другое место, если кому-то это не нравится. А что мешало тем гипотетическим мальчикам, которые пришли туда соревноваться в личном зачете, пойти посоревноваться в другом месте? Благо, олимпиад хватает.
M:
Почему бы тем, кто хотел провести нечто в описанном тобой духе не собрать детей (без всякой связи с Турниром Городов), не объявить те правила, которые они считают нужными, всем участвующим, ну и все чудесно проведут праздник?
Ведь было же всё не так. Правила были объявлены одни, а реально -- одни школьники оказались более равны, чем другие, и играли совсем по другим правилам. Не кажется ли тебе, что в спортивных соревнованиях правила должны быть одни для всех? Что если проводится соревнование по бегу на кольцевой дорожке, то нечестно дать возможность наиболее ушлым спрятаться на старте и сделать вид, что они пробежали 5 километров за 5 минут, и наградить их за это дипломом. А остальным сказать -- никто вам не мешал тоже нарушить правила! Ну а если остальные не заметят этого нарушения, то и вообще ничего им не сказать. Кто им мешал найти другие соревнования, где всё честно?
А откуда дети могут знать, что вот эта конкретная олимпиада -- нечестная, а вот такая-то -- честная?
V:
Да не были объявлены никакие правила, ты это прекрасно знаешь. Было сказано: вот будет какая-то олимпиада. Одни пошли на эту олимпиаду соревноваться, другие интеллектуально пообщаться, большинство - потому что у них по математике дела лучше всех в классе, и учитель им обещал пятерку за участие. В данном случае доминирующей оказалось группа интеллектуального общения (возможно, за счет нашей наглости, но я настаиваю - это была наглость здоровая и полезная).
Представь себе, что ты пошла на концерт. При этом и раньше всегда ходила на концерты - симфонической музыки. А вдруг видишь, что зрители вокруг подпевают исполнителям, и даже, о ужас, танцуют. Причем исполнители совсем не против этого. Неужели это плохо? Неужели ты будешь осуждать, говорить: концерты вовсе не для этого, вы же тоже были на концертах в филармонии и знаете, как себя нужно вести?