Слежу за судьбой мемориальной доски Александру Васильевичу Колчаку в Петербурге. Удивляюсь упоротости некоторых людей, не дающих право вернуться в родной город русскому военачальнику, ученому. Даже спустя 100 лет после окончания Гражданской войны. Потому что Колчак - белый, а они - «за красных».
Коротко о том, что происходит. В ноябре 2016 г. движение «Белое дело» установило табличку в Северной столице на Большой Зелениной улице в память о Колчаке. На ней написано: «В этом доме с 1906 по 1912 год жил выдающийся русский офицер, ученый и исследователь Александр Васильевич Колчак». Табличка была согласована с правительством города.
Далее неизвестные облили табличку краской, а левопатриотическая организация «Суть времени» обратилась в суд с требованием снять табличку. В январе 2017 г. Смольнинский райсуд принял решение демонтировать табличку, ссылаясь на постановление военного суда Забайкальского округа от 1999 г., который признал Колчака военным преступником.
Притом мемориальные доски Колчаку установлены в разных городах: в том же Петербурге - в здании Морского корпуса, на здании вокзала в Иркутске, в Екатеринбурге - на здании, где он останавливался в 1919 г., во дворе часовни Николая Мирликийского в Москве, на фасаде Морского вокзала во Владивостоке. Не говоря о том, что в Самарской области есть улица, носящая имя Колчака, в Карском море - остров его имени и т. д.
«Белое дело», а также Комитет по культуре Санкт-Петербурга собираются оспорить решение суда о демонтаже.
В этой истории меня больше всего огорчают те, кто считают, что их точка зрения на этого исторического деятеля - единственно верная, а та часть гражданского общества, от имени которой сражался Колчак, не имеет право на память. На минуточку: это была гражданская война, в которой одна часть общества воевала с другой. Ни у одной из этих частей не больше прав, все - российские граждане.
Победили, как известно, красные. Они, напомню, расстреляли Колчака в январе 1920 г. Но что-то мешает их потомкам допустить, что граждане могут иначе, чем они, смотреть на мир. В их картине мира это очень страшно, это означает «ты - враг».
Я очень надеюсь, что члены движения «Белое дело» вместе с питерскими чиновниками добьются отмены решений военного и Смольнинского судов. И что табличка про руководителя Белого движения займет своё законное место на доме.