душевная барыня

May 10, 2016 12:21

Неожиданная встреча ждала нас в Кремле города Зарайска во время недавней поездки. В Иоанно-Предтеченском соборе увидела вот такую картину:



Первая мысль: мощи кого-то из почивших местных церковных служителей. Ан нет. Оказалось это останки Марии Федоровны Достоевской, матери Федора Михайловича. Как они здесь оказались и почему не находятся в земле?

В сопроводительной записке возле гроба сообщается, что Мария Федоровна, скончавшаяся от чахотки в 1837 г., была похоронена на Лазаревском кладбище при Свято-Духовском храме в Москве.

В середине 1930-х гг. это кладбище уничтожили, останки матери великого писателя "эксгумировали и передали для исследования" в Музей антропологии МГУ, где они и находились долгое время. В конце концов родственники попросили передать им останки Марии Федоровны, и с благословения митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия они были перевезены сюда, в Иоанно-Предтеченский собор города Зарайска.



Иоанно-Предтеченский собор

В дальнейшем, как написано в сопроводительной записке у гроба, они будут «преданы земле на старинном погосте Свято-Духовского храма в селе Моногарове рядом с могилой мужа Михаила Андреевича Достоевского».

В записке не указано, когда когда планируется захоронение, а спросить у служащих я, увы, не догадалась.

Мария Федоровна Достоевкая, урожденная Нечаева, прожила короткую жизнь - всего 36 лет. Она происходила из богатой купеческой семьи. Из воспоминаний детей, родственников, знакомых, была умна, энергична, добра, любила своего мужа. Родила восьмерых детей (Федор Михайлович был вторым).

Дочь писателя Любовь Достоевская писала: «Моя бабушка Мария проявляла большой интерес к чтению ее детей. Она была мягкой, красивой, преданной супругу женщиной, посвятившей всю себя своей семье. Многочисленные роды подорвали ее и без того слабое здоровье. Она целыми днями оставалась в постели и любила, что­бы сыновья читали ей свои любимые стихи. Старшие, Михаил и Федор, нежно ее любили. Когда она, еще молодая, умерла, они горько ее оплакивали и сочинили стихи, которые дед приказал высечь на мраморном памятнике, который он установил на могиле своей верной спутницы».

Это была надпись из «Эпитафий» Н.М. Карамзина: «Другу милому, незабвенному, супруге нежной, матери попечительнейшей. Покойся, милый прах, до радостного утра...»



Мария Федоровна Достоевская

Брат Достоевского Андрей вспоминает: «С осени 36-го года в семействе нашем было очень печаль­но. Маменька с начала осени начала сильно хво­рать. Отец, как доктор, конечно сознавал ее бо­лезнь, но видимо утешал себя надеждою на под­держание сил больной. Силы ее падали очень быстро <...>. С начала нового 1837 г. состояние маменьки очень ухудшилось, она почти не вста­вала с постели, а с феврали месяца и совершен­но слегла в постель <...>. Это было самое горь­кое время в детский период нашей жизни. И не­мудрено. Мы готовились ежеминутно потерять мать. Одним словом, в нашем семействе произо­шел полный переворот, заключенный кончиною маменьки.

В конце февраля доктора заявили отцу, что их старания тщетны и что скоро про­изойдет печальный исход. Отец был убит окон­чательно. Помню ночь, предшествовавшую кон­чине маменьки, т.е. с 26-го на 27-е февраля. Маменька перед смертной агонией пришла в со­вершенную память, потребовала икону Спасите­ля и сперва благословила всех нас, давая еле слышные благословения и наставления, а затем захотела благословить и отца. Картина была умилительная, и все мы рыдали.

Вскоре после этого началась агония и маменька впала в беспамятство, а в 7-м часу утра 27 февраля она скончалась на 37-м году своей жизни».

Как известно, отец Достоевского был пьющим и жестоким человеком. «Мой дед Михаил, - сообщает Любовь Достоевская, - обращался всегда очень строго со своими крепостными. Чем больше он пил, тем свирепее становился, до тех пор, пока они, в конце концов, не убили его». А вот о Марии Федоровне, напротив, остались самые добрые воспоминания. Крестьяне называли ее «душевной барыней».

Будем надеяться, что спустя почти 180 лет останки Марии Федоровны Достоевской упокоятся рядом с мужем, неподалеку от их семейной усадьбы Даровое (ныне Московская область).

Достоевские, те кто, помним, Подмосковье

Previous post Next post
Up