История образования Чаунского авиапредприятия

Mar 12, 2012 19:18

"Встреча в тундре". Фото Сергей Александрович Сытников.




Аэропорт Певек называют западными воротами Чукотки. Первым летчиком, поднявшим в небо Чукотки аппарат тяжелее воздуха, был Отто Артурович Кальвица. Он поднял самолет "Ю-13" в 1926 г. с парохода "Ставрополь" следовавший на о. Врангеля с полярной экспедиции во главе с Ушаковым Г.А.

В 1934 году 20 июля было принято постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР "О мероприятиях по развитию Северного морского пути и Северного хозяйства", в котором отдельным разделом намечались планы по развитию авиации в районах Крайнего Севера, но уже в 1933 году весной летчик Куканов выводит караван судов, зимовавшего в Чаунской губе.

В 1936 году в Певек М.Н.Каминский в Певеке приземлился на полосе метров триста длиной, которая по существу была улицей поселка. Правое крыло самолета проходило не более как в десяти метрах от строений и далее, шмелиное жужжание самолета вызвало на улице всех обитателей Певека от мала до велика. Берег, словно амфитеатр цирка, был заполнен зрителями. Шумная встреча, радостные улыбки. Ни одного хмурого лица. Появлении самолета для всех праздник. Почти такой же праздник, как встреча солнца после полярной ночи.

В 1937 году М.Н.Каминский из Певека увозит Кеутуви, чукчу по национальности и определяет его в свой аэроклуб. Так наш земляк, певекчанин становится первым авиатором. Это имело исключительно важное значение, т.к. до этого чукчам не приходилось иметь дело с техникой, они не видели и не знали что из себя представляет самолет.

Известно также, что в марте месяце 1936 года, М.Н.Каминский на самолете У-2 производил посадку в районе нынешнего аэропорта. Обследовав косу у реки Апапельгино и благополучно произвел посадку. Площадка оказалась перспективной.

Река и море долго трудились год за годом намывая вдоль берега песок и гальку. Образовалась сравнительно ровная коса до километра в ширину и более двух в длину. На ней, правда, имелись заболоченные места, бугры и канавы, но их нетрудно было засыпать и выровнять. Во всяком случае, это была одна из лучших площадок из тех, на которые можно сажать самолет.

Из рассказа первого начальника аэропорта Певек т.Ардамацкого Игоря Леонидовича: - "Датой образования аэропорта следует считать август 1939 года. Первый коллектив аэропорта насчитывал всего 6 человек. Административный домик находился в Певеке, в нем располагались все службы аэропорта. В то время принимали такие типы самолетов, как: ПО-2,Р-5,Р-6,Г-1,БР-2. Летом самолеты, оборудованные поплавками, производили посадку на лагуну, а зимой они становились на лыжи и садились прямо в поселке на галечной косе".

С получением колесных самолетов ЛИ-2, а затем ИЛ-12 пришлось в 40-41 г. с большими трудностями, без капвложений, самодеятельно создавать, а не строить, галечные ВПП. С большим риском с них взлетали всегда перегруженные для длительных полетов самолеты. Зимой самолеты принимались еще на лед бухты Певек, реже садились и в Апапельгино.

Началом функционирования аэропорта Апапельгино следует считать 1948 год, а в 1949 году он уже работал как основной.

В начале 1950 года (до весны) на лед бухты Певека еще садились большие самолеты: МИ-2, ПЕ-5, для обеспечения СП-2, а Апапельгино было уже многолюдным аэропортом.

Авиация на Чукотке набирает силы и начинает играть все более заметную роль в развитии районов Крайнего Севера.

В 1957 году начинает функционировать новая взлетно-посадочная полоса и службы на новом месте, т.е. ныне действующий аэропорт. Растет поселок, строятся служебные и жилые здания.

В 1959 году начинается производство работ по отсыпке дороги от Певека до аэропорта. В 1961 году сдается в эксплуатацию мост через реку Апапельгино.

В 1955 году было установлено регулярное воздушное сообщение с областным центром, открылась новая пассажирская авиалиния Магадан-Певек.

60-е годы. От 16 ноября 1960 года приказом ГУ ГВФ N0094 произошло объединение аэропортов. Аэропорту Певека был присвоен 4 класс. В состав аэропорта Певек входит в качестве приписного а/п Билибино, авиаплощадка Алискерово, сдается в эксплуатацию аэропорт Бараниха.

До создания 63 ОАЭ, обслуживание авиации народного-хозяйственных нужд района осуществлялось экипажами, прикомандированными из Сеймчанского и Магаданского ОАО. После этого авиаэскадрилия получает и начинает эксплуатировать вертолеты Ми-1 и Ми-4, самолеты Ан-2, Ли-2 (четыре самолета). Работа на самолетах Ли-2 выполнялась самая разнообразная: полеты с подбором площадок на льду озер, полеты на сброс грузов с воздуха, грузовые и пассажирские перевозки. Огромный вклад в организацию ОАЭ, сплочение коллектива внесли ее первые командиры Талалов и Конорезов. Именно благодаря их организаторскому таланту в этот период при полном взаимодействии партийной, комсомольской, профсоюзной организацией коллектив сплотился как единое целое и была подготовлена база для создания крупного авиационного предприятия.

В 1963 году приказом ГУ ГВФ N077 от 18 июля был образован Чаунский объединенный авиаотряд. С этого периода Чаунское авиапредприятие получает свое дальнейшее развитие. На эксплуатацию поступает новая техника. В начале 1964 года авиаотряд взамен самолета Ли-2 получает первоклассные вертолеты Ми-6.

В 1970 году 151 летный отряд начинает эксплуатировать вертолеты Ми-8. Поставленные перед ОАО задачи решаются успешно. Об этом говорит тот факт, что в 1967 году "За достигнутые высокие показатели в социалистическом соревновании в юбилейном году коллективу Чаунского объединенного авиаотряда присвоено звание имени 50-летия Великого Октября".

С 1965 года аэропорт Певек начинает принимать и обслуживать самолеты Ан-12.

70-е годы. В эти годы происходит дальнейшее освоение вертолетов Ми-6, увеличивается количественно их парк (передаются из Анадырского ОАО и сосредотачиваются все в одном Чаунского ОАО). В результате этого резко увеличиваются объемы работ в авиаотряде по применению авиации в народном хозяйстве. Например, за 9-ю пятилетку коллектив авиаотряда обеспечил рост объемов работы авиаотряда на 59,5%. За это же время основные производственные фонды возросли в два раза.

Рост налета ПАНХ по годам:

1965г. - 11 тыс. часов, 1970г. - 27 тыс. часов, 1975г. - 49,6 тыс. часов, 1979г. - 83 тыс. часов, 1980 г. - 74 тыс. часов, 1981г. - 96 тыс. часов.

Следует сказать, что вертолеты Ми-6 успешно обслуживают народнохозяйственные нужды в авиации не только Чаунского района, Чукотского автономного округа, но и всей Магаданской области. Кроме этого вертолеты Чаунского ОАО выполняют ответственные работы за пределами области и, в частности, обслуживают нужды нефтяников Тюменской области. Большую и ответственную работу экипажи вертолетов Ми-6 выполнили на строительстве Колымской ГЭС.

В 1974 году Чаунский авиаотряд получает и начинает осваивать полеты на пассажирских самолетов Як-40.

В 1980 году летный состав авиаотряда начал осваивать новый вид работы для предприятия - полеты по ледовой разведке. С этого же года экипаж 151 летного отряда начинают переучиваться на самолеты Ан-24.

В десятой пятилетке ведется интенсивное капитальное строительство комплекса аэропорта Певек. За годы 10-ой пятилетки освоено 23 млн. 854 тыс. руб. капвложений, введено основных фондов на сумму 29 млн. 352 тыс. руб.

Главными объектами, которые были введены и сданы в эксплуатацию является: искусственная взлетно-посадочная полоса, система энергоснабжения, светосигнальная система, установлено новое навигационное оборудование. Акт о приемке ВПП был подписан в конце декабря 1979 года, а 29 февраля следующего года был выполнен технический рейс на самолете Ту-154 по маршруту Москва-Певек. Впервые современный авиалайнер Ту-154 приземлился на земле Чаун-Чукотки. Этому событию был посвящен торжественный митинг. Если в 1960 году на самолете Ил-14 преодолевая расстояние более чем в шесть тысяч километров от Москвы до Певека за двадцать два часа, Ту-154 пролетает по этому же маршруту за семь с не большим часов.

В 1996 году произошло объединение и а/п Певек является Филиалом ГУАП "Чукотавиа".

В 2010 году Аэропорт Певек получил сертификат на прием самолётов Боинг 757. Эти самолёты эксплуатирует ВИМ-АВИА и Якут-Авиа.

взято частично отсюда

записки авиатора, чукотка, крестный

Previous post Next post
Up