Опасливо на эту тему рассуждать, ибо мои познания весьма обывательские. Но явление интересное.
В разных арт-пабликах вконтакте и в постах на развлекательных портал неизменно начинается холивар под контентом с работами гиперреалистов.
Основные обвинения:
- зачем это надо, когда есть фотоаппарат, а для несуществующей реальности - фотошоп - художники-гиперреалисты используют слишком много технических помогалок, рисуют по клеточкам, используют фотографии. (Авторы этого аргумента, видимо, никогда не слышали, что художники использовали оптику еще во времена "Девушки с жемчужной сережкой")
Забавно, что один человек может предъявлять оба этих обвинения, не замечая, что они несколько противоречат друг другу. Они говорят: "вы слишком усложняете себе задачу, есть фотоаппарат и фоторедакторы. Ваши кроптливый труд ничего не стоит не важен, глупо рисовать то, что можно сделать одним щелчком затвора и вообще вы часто просто перерисовываете чужие фотографии, вы - как медлительные архаичные принтеры" И тут же: "вы рисуете по клеточкам, перерисовываете с проекторов - это слишком просто".
В итоге получается, что большая часть такой народной критики сводится не столько к самому произведению, сколько к выбору художника как именно следовала бы его делать и следовало бы делать вообще.
1. С одной стороны, не все ли равно как создавалось творение, рисовал ли художник по клеточкам или использовал проектор, или мучился, прорисовывая каждый штрих, когда мы можем созерцать непосредственный результат?
2. С другой стороны, некоторые художники-гиперреалисты говорят, что философия их искусства в том, что им нравится сам процесс. Некоторые даже перерисовают семьйные фото простых людей из Фейсбук. То есть фото без всякой композиции, нормального цвета и интересного сюжета. Но художники считают, что если уж кто-то выложил их в сеть, то они представляют некоторую ценность и интерес.
И тогда зрители могут рассматривать их творения как такой растянутый во времени и глубо внедренный в жизни перфоманс. Возможно, непросто принять идею, что сам процесс творчества, а не творение, может быть предметом исскуства, как такой растянутый по времени глубоко слитый с жизнью перфоманс.