Бойкот российскому совриску

Oct 26, 2010 00:55


После всех перипетий с Луврской выставкой не хочется больше смотреть российский совриск. Объявляю ему бойкот, пока не выяснится судьба Олега Мавроматти.

Да и терять-то нечего! Из финалистов премии Кандинского 2010 мне понравился только Глеб Косоруков, причем «100 стахановцев», а не «Процессия». У него одного социально ориентированное искусство. Из видео приглянулся Яков Каждан - там, где он пытается отмыть руки от крови. Другие финалисты (Наталья Турнова, Алладин Гарунов, Татьяна Ахметгалиева, Recycle) продолжают упражняться в средствах. Они, как прикладники, находят материалы, но с идеями туго. Краснодарский дуэт, последовательно цитируя антиков, Возрождение и средние века, прошелся практически по всем «бедным» материалам. «Брутальные лица» Турновой за последние два-три года я видела много раз. Гаруновские ассамбляжи выставлялись в МУАРе в конце 2008 года, и еще тогда не произвели особого впечатления, разве что этническим материалом.

В связи с персональным бойкотом совриска, обратилась к творчеству Алексея Кондратьевича Саврасова - того самого родоначальника русского реалистического пейзажа, известного по картине «Грачи прилетели». Почитала монографии Ф.С. Мальцевой и А. Федорова-Давыдова. Пейзажисты 70-х годов XIX века, как пишут ученые, шли в фарватере жанристов критического реализма. Их пейзажи носили социальную окраску - выражали народные настроения и передовые идеи общества. В том смысле, что изображали русскую природу глазами живущего в ней народа: с любовью к ее скромной красоте и сожалением, что народ так несчастен в этом прекрасном окружении. Передвижнический характер искусства Саврасова подтверждается серо-коричневой гаммой его работ. К сожалению, ограниченность колорита обедняет его живописную лирику. Левитан, ученик Саврасова, уже преодолел этот недостаток, и его работы интоннационно (как "пейзажи настроения") более разнообразны. Подумалось, что если уж пейзаж способен отражать состояние общества, то почему же наши современные художники продолжают писать опросники, воздвигать «кремлевские стены» и мастерить ротонды. Они отдали социалку на откуп радикальных приколистов. Пусть будет, но хочется также и духовного современного искусства. (Или критического, как говорит К.Деготь).        
PS:Посмотрела выставку Флюксуса в новом музее фотографии О. Свибловой - все эти  записки на бумажках, марочки, конвертики и коробочки. Чего-то не хватает, чтобы по-настоящему заинтересоваться. Понравилось только одна вещь: рама, обрамляющая  другую раму, обрамляющая еще одну раму (и т.п.), которая (в итоге) ничего не обрамляет. Хороший образ современного искусства в России.   

бойкот, Мавроматти, совриск

Previous post Next post
Up