Jul 21, 2010 01:10
Процесс Самодурова-Ерофеева, а также выставка «Двоесловие/Диалог» открыли для меня некоторые фрустрирующие истины в отношении российского актуального искусства, и, прежде всего, художников. Я поняла, что существует феномен: с одной стороны художники жалуются на недоброжелательность и непонимание зрителей, а с другой стороны их игнорируют. Они не слышат и не замечают преданных кантемпорари арт зрителей. Например, в связи с делом Самодурова-Ерофеева я спрашивала актуальщиков, как они относятся к тому, что наши ведущие арт-критики И. Кулик, А. Ковалев, Е. Деготь не солидаризовались с подсудимыми коллегами, а заняли позицию «моя хата с краю». Я также хотела прояснить для себя, правда ли, что Д. Врубель и К. Звездочетов - воцерковленные художники, потому что как зритель хорошо знаю и люблю их творчество и слабо себе представляю, как такое критическое, а порой «стебное», искусство сообразуется с христианским благолепием. Затем, выставка «Двоесловие. Диалог» вызвала непонимание между самими художниками вплоть до обвинений в предательстве цеховых интересов. Но говорить об этом с художниками нереально - либо «отшивают», либо отмалчиваются. Выходит, что профессиональные и сочувствующие зрители художникам не нужны. Не снисходят они до разговора не со "своими". Иначе говоря, актуальные художники хотят иметь «электорат», не желая с ним общаться. Или он им не нужен, к чему я все больше склоняюсь.
Поразмыслив, я пришла к выводу: есть у Ревзина, Морозова и других интеллектуалов основания называть актуальное арт-сообщество «узко-радикальной замкнутой тусовкой». Насильно, как говорится, мил не будешь, так что я решила избавиться от иллюзий и больше не защищать актуальных художников вот так безоглядно, из любви к предмету. Они «сами с усами», и в нас не нуждаются.
дело Самодурова-Ерофеева,
диалог Церкви и совриска,
актуальное искусство,
совриск