Jun 12, 2010 16:50
Вчера участники выставки актуального искусства «Двоесловие.Диалог», завершающейся в притворе храма МГУ, направили письмо Патриарху Кириллу, что окончательно переводит этот «диалог» из статуса равноправного разговора, единственно приемлемого для свободного искусства, в область «просительства» и заискивания перед Церковью. Вот какие мысли возникают по этому поводу.
Можно понять людей, у которых сдали нервы после массированной медиа-атаки православных ревнителей и консервативных батюшек, и появился страх, толкающий на умягчение Церкви не только очевидными художественными уступками, но и словами преданной благодарности. Но вряд ли это страх перед судами над искусством, практикуемыми в нашей стране. С формально-художественной точки зрения выставка получилась более чем умеренной и полностью подцензурной. Художники пишут, что, несмотря на то, что присоединились к Церкви духовно, они по-прежнему отделены от нее в творческой жизни, от чего страдают и смиренно просят допустить их в Церковь не только как прихожан, но и как художников. Это говорит об искренней вере и потребности воцерковления, но тогда выставка «Двоесловие. Диалог» становится сугубо личным жестом группы верующих художников, а не началом нового «христианского направления» в современном искусстве России, о чем с самой зимы заявлял Гор Чахал. РПЦ отторгает формально-эстетический язык актуального искусства, а без свободы выражения нет искусства. Я уже не говорю о том, что РПЦ не позволит художнику иметь свой "месседж", если он хоть чуть-чуть не совпадает с канонами церкви. Ну и что это будет?
диалог Церкви и совриска,
Двоесловие/Диалог,
совриск