Mar 18, 2012 12:15
В Большом театре показывают оперу "Золотой петушок" на музыку Римского-Корсакова в постановке Кирилла Серебренникова. Либретто написано по сказке Пушкина, но содержание и текст очень далеки от оригинала, разве что имена героев сохранены. Современный Правитель (Царь Додон) руководит страной с помощью сыновей (Гвидон и Афрон) и воеводы Полкана. В Думе заседают кремлевские чиновники-попугаи, православные хоругвеносцы и опричники с собачьими головами. Прислуживают царю гастарбайтеры, а народ составляют зеки и футбольные фанаты в черных футболках с надписью "Мы - твоя душа и тело. Коли бьют нас, так за дело".
Визуальная стилистика спектакля - компилляция современности с физкультурными парадами 30-х годов. На сцене марширует военный окестр, радостным строем проходят счастливые дети, пляшет краснознаменный ансамбль. Главные детали костюмов и декораций - золотой двуглавый Петух и портреты Правителя. Сталинский имперский стиль нарушается визуальными признаками лихих 90-х и гламурных нулевых годов. Декорации на сцене передвигаются гастарбайтерами-таджиками, царю прислуживают тетки в русских кокошниках, снимающие верхнюю часть одежды, а Шемаханская царица за две минуты меняет пять шикарных шуб.
К оформлению спектакля привлечены новые технологии - видеомэппинг группы Russian Visual Arts, соседствующий с механическим табло вроде тех, что на вокзалах советского времени показывали расписание поездов. На нем время от времени выкладывается портрет Правителя. Золотого Петушка изображает мальчик с навешанными на него световыми волокнами, пуповиной связывающими мальчугана с золотой клеткой, где спрятано электрическое обеспечение.
В целом опера смотрится как откровенный КИТЧ (даже не гротеск и не пародия). Местами зрелище смахивает на ДЕКАДАНС, судя по тому, как задиристый Петушок из Пушкинской сказки превратился в спектакле Серебренникова в апатичное создание, бессильно выпадающее из Золотой клетки на сцену, когда Правитель ее открывал, чтобы посоветоваться с Петухом. Актеры и персонал театра плюются, а мне нравится... Именно потому, что весь этот "ужас-ужас" с точки зрения классики показывают на сцене Большого театра. Дерижирует оркестром музыкальный руководитель Большого театра Василий Синайский. Спектакль снабжен значком "16+" - не рекомендован детям до 16 лет. Смысл такой постмодернистской сказки объяснить им не представляется возможным.
Оперные солисты Большого - Владимир Моторин, Николай Казанский, Андрей Попов пели замечательно, а вот Кирилл Серебренников точно отвязался по полной программе. Современное искусство рулит!
Кирилл Серебренников,
Большой театр,
опера,
совриск