Побывала на самой длительной выставке 4-ой Московской биеннале - «Новая Академия. Санкт-Петербург», посвященной питерскому неоакадемизму 1990-х годов. Не устаю восхищаться качеством выставок фонда культуры «Екатерина», неизменно радующих зрителя максимально содержательным показом современного искусства.
Я много слышала о «Новой Академии изящных искусств» Тимура Новикова, встречала на выставках его уникальные текстильные работы, но в таком объеме увидела питерских художников «ВСЕческого искусства» впервые. Будучи в курсе творчества Ольги Тобрелутс и Влада Мамышева-Монро, признаюсь, не помнила, кто такие Олег Маслов и Виктор Кузнецов, Георгий Гурьянов, Белла Матвеева и Егор Остров. По причине их отсутствия на московских выставках в обозримом прошлом. А посмотреть есть на что - это такой рафинированный постмодернизм: ироничная игра с образами античной скульптуры и академической живописи современными средствами. Когда сюжеты и темы взяты «оттуда», а техники исполнения - принты и компьютерная графика - из нашего времени. Насмотренный зритель будет обескуражен приемом новых академистов: в типичных позах обнаженных натурщиков застыли сами художники, медийные звезды или же наоборот - греческие Боги наряжены в модные марки одежды.
«Ковры» Тимура Новикова восхищают своей изобретательностью и, вместе с тем, простотой воплощения. Подумаешь, кусок готовой ткани с фотографией посередине, обрамленной красивой тесьмой. Такими отрезами ломились шкафы рукодельных хозяек 80-90-х годов, а вот налепить на них картинки из советских художественных альбомов пришло в голову только ему. Работы Григория Гурьянова отсылают к спортивно-производственному соцреализму Александра Дейнеки, а картины Маслова и Кузнецова обыгрывают Рафаэля и Боттичелли тем, что художники в нарочитых позах и с героическими гримасами на лице позируют себе сами. Сомнамбулические герои Беллы Матвеевой на плоском фоне с орнаментальными включениями сразу напомнили мне выставки Ладо Гудиашвили и Джеймса Уистлера в ГТГ. Очень необычна техника Егора Острова - принты со знаменитыми ренессансными образами покрыты цветными линиями, разбегающимися по холсту «кругами по воде», так что ангел Леонардо или юноша Караваджо с трудом угадываются за живописной рябью. Ольга Тобрелутс преобразовала «битву обнаженных» Микеланджело в «битву собак и обнаженных» и изобразила американского солдата с накинутым на плечо звездным флагом в позе римского воина-завоевателя, возвышающегося над заливом в Ираке.
Я давно не видела хороших постмодернистских произведений в таком количестве (около 200 работ). Выставка заканчивается уже 29 января.
О. Маслов., В. Кузнецов "Союз Земли и Воды", х., м., 1996.
О. Маслов, В. Кузнецов. Триумф Гомера. х., м., 1997.
О. Остров. Юноша с лютней. Караваджо. Холст, акрил. 2008.
Г. Гурьянов. Гребцы, Амстердам. х., м., 1998.
Г. Гурьянов. Авиатор. х., м., 1999.
О. Тбрелутс. Американский солдат в Ираке. Холст, принт, ретушь. 2000.
О. Тобрелутс. Аполлон Hoschino. 1995-96.
Б. Матвеева. Юноша с павлином. х., м., 1990.