Караваджо, Блейк и прерафаэлиты в ГМИИ им. Пушкина

Dec 11, 2011 22:42

Наконец-то увидела знаменитый свето-теневой контраст Караваджо, которому подражало столько художников. Академическую манеру письма Караваджо отличают три особенности. Свет на его полотнах - боковой и строго направленный, как прожектор. Он по касательной освещает нужный план и расположенных в нем персонажей, а все остальное погружено во мрак. Таким образом художник расставляет смысловые акценты, выделяя самое важное в изображении. Вторая особенность - малофигурность и фрагментарность композиций. И третья характерная черта - при точке зрения снизу (его картины написаны для церковных алтарей) фигуры первого плана укрупнены, они как бы "выходят" с полотна к зрителю, создавая "эффект присутствия". Поражает мастерство Караваджо - в залах итальянской живописи Пушкинского музея много картин на подобные сюжеты, но зачастую в них встречаются огрехи в пропорциях фигур, а здесь все исполнено идеально, несмотря на резкие перспективы и динамичные, как положено для барокко, позы героев. Правда, бросается в глаза колористическая скудость картин - цвета почти нет, его съедает «прожекторный» свет. Отмечаешь и деталь, за которую художника критиковали современники - не принято было изображать Святых с грязными пятками и ногтями.
Привезли самые знаменитые вещи Караваджо - «Обращение Св. Савла», «Ужин в Эммаусе», «Юноша с корзиной фруктов», «Положение во гроб», «Св. Иоанн Креститель», «Бичевание Христа». Всего 11 полотен.

По поводу второй выставки: на ней представлены хорошо узнаваемые по репродукциям акварели Уильяма Блейка - Ньютон, Навухудоносер, Паола и Франческа и др. Его раскрашенные акварелью монотипии - это изысканное зрелище, заслуживающее ни одного посещения.

А вот чего я никак не ожидала увидеть, и потому была потрясена: на выставке висит одна из моих любимых вещей  - «Беата Беатрих» (посмертный портрет Элизабет Сиддал) Данте Габриэля Россетти. А рядом с ней - не менее известная картина Джорджа Фредерика Уоттса  «Аллегория Надежды». Далее - знаменитая «Сидония фон Борк» Берн-Джонса.

Кто любит прерафаэлитов, есть шанс увидеть несколько вещей Россетти и Берн-Джонса.



Данте Габрэль Россетти. Благословенная Беатриче. 1863. Х., м.



Джорж Фредерик Уоттс. Аллегория Надежды. 1886. Х., м.


 
Эдуард Берн-Джонс. Сидония фон Борк. 1860.        

Блейк, прерафаэлиты, Караваджо, мои впечатления, выставка

Previous post Next post
Up