На 1 Московской биеннале в 2005 году меня потрясла инсталляция Кристиана Болтански "Призраки Одессы". Хаотично висевшие под потолком "руин" черные пальто, задубевшие на февральском морозе, вызывали мороз по коже. Ощущение было такое, что ты попал в другой мир и паришь в пространстве, не замечая холода и не желая его покидать. От того было жутко любопытно посмотреть другую "пальтовую" инсталляцию не менее знаменитого художника Янниса Кунеллиса, что сейчас показывают на Красном Октябре под занавес 4 Московской биеннале. Здесь черные пальто лежат ровными рядами на цементном полу "в обнимку" с музыкальными инструментами всех сортов вдоль железнодорожных рельс, на которых стоит детская коляска . Обе инсталляции - посвященные памяти работы, но первая - это ностальгия о прошлом в широком смысле слова, где "пальто-призраки" - это люди из далекого прошлого каждого человека, а последняя - это мемориал жертвам холокоста. Поэтому сравнивать их можно только по силе эмоционального воздействия конкретной реализации авторского замысла на зрителя. В пространстве МУАРа инсталляция Болтански попадала в этом смысле "в яблочко", а вот цех Красного Октября - не самое подходящее место для работы Кунеллиса. В данном пространстве она не рождает в душе смотрящего грусти и пиетета. Низкие потолки с нависшими коммуникациями убивают бесконечность "вечной памяти погибшим", а излишняя площадь цеха, не обыгранная инсталляцией, мешает "погружению" в атмосферу работы. Пространство осталось чуждым идее. Я вспомнила фильм Ребекки Хорн "Лунно-зеркальное путешествие", показанный в основном проекте 4 биеннале в ЦУМе. Заснятая в нем инсталляция Хорн с музыкальными инструментами погибших в печах евреев, исполненная ею, если не ошибаюсь, под открытым небом прямо на территории бывшего концлагеря в Польше, действительно несла мемориальную миссию. Так стоило ли так "портить" знаменитую еврейскую тему неудачной реализацией?
Без названия (ST). Яннис Кунеллис. Красный Октябрь. 2011.
"Призраки Одессы". Кристиан Болтански. МУАР. 2005.