Меньшиковский дворец в Ораниенбауме. Дворец и парк единственный из пригородов не разрушенный фашистами. Огромный дворец с короной на голове и двумя одноэтажными длиннющими корпусами огибающие каре двора. Соотношение -дворец -боковые корпуса явно показывает соотношение патриций -челядь. Снег хрустит на узенькой дорожке у бесконечного низенького корпуса и не хватает запаха дыма, который когда то поднимался из труб, над комнатками конюхов, актрис, горничных, мамок-нянек , садовников и прочих дворовых.
А что же за двор? Т.е в нашем случае конечно сад. Сады подобные Ораниенбауману подобны ящику Пандоры. Огромное поле, не важно, что покрытое лесом, напичканное разными садовыми забавами. Забавы прошлых веков, уже мало соотносимые с сегодняшней жизнью и этим то привлекательные.
Павильон Катальная горка , лестницы которого с заснеженными вазами похожи на стадо пингвинов, рассевшихся на скалах, широченная аллея елей, которая отмечает путь царских саней, зверинец, китайский дворец, вся китайскость которого спрятана внутри, каменное зало и прочее, прочее. Следы царей и их развлечений. Сам парк только как связующее звено - перейти от одного места и восхититься другим. Сменить впечатление. В ходе прогулки стряхнуть его, немного забыть. За поворотом откроется новый пряник.
И тут легко перебросить мостик к парку Тригорского, построенного по этому же принципу.
От парка вельможи к саду дворянина. От диковины к диковине. От дуба на могильном холме к фабричному пруду, от пруда к скамье Онегина, от скамьи к садовым часам. И путь сгладим, приукрасим, тут цветочки, здесь тенек.
Вам это ничего не напоминает? Мне кажется это просто калька современного подхода к проектированию, когда весь сад представляется набором набивших оскомину альпийских горок, провансальских огородиков, японских садиков камней , видовых точек ,а между ними что бы не скучно было «крупномеры» на газоне.
И это без изящного в своем величественности плана как в Петергофе (или наслоения планов -неважно), без общей мысли как в Павловске.
И при том что в Тригорском есть заимствованный прекрасный ландшафт, не банальность затей и все же намек на общую тему. Да и из-за Пушкина все можно простить.
А в современных садах поэта нет, поэзии кстати тоже. Поэзия самое близкое к садовому искусству считал Лихачев. Ох как легко усомниться в его словах. Не поэзия , а хозяйственных перечень, гроссбух, спецификация. Есть то и это , и пятое не забыто.
Но может быть у меня в Ораниенбауме ноги промокли.
Откуда такой тон?))
ное