Я о книге Бенуа «Версаль» прочла очень давно. Ее напечатали в 1922 году всего 1000 экземпляров.
Все они были номерные.
В нашей библиотеке Короленко ее не оказалось. Меня послали в университетскую, но я туда не собралась.
А вот в этот приезд купили в Русском музее «Версальские грезы Александра Бенуа» изданные Русским музеем.
И текст там оказался как раз из «Версаля».( Мы книгами загрузились под завязку. Хорошо был штатный носильщик в лице Федора.)
.
А это Александр Николаевич:
«Но все же как ни прекрасна осень в Версале ,прекраснее ее зима. Тут он пустеет уже совершенно…С последних дней ноября до марта Версаль прекрасен спокойной красотой, тут он классичен, тут он дает посвященным особый душевный мир, тут он тихий, несколько угрюмый и печальный, но истинный гигантский храм под открытым небом.
Бывает , что в эти дни он покрывается белым покровом снега, среди которого только чернеют куски бронзовых статуй да вода бассейнов и каналов, отражающих мрак зимнего небосклона. Такие снежные дни очень красивы и поэтичны, но не о них я думаю, когда говорю о зимнем Версале…Эти дни прозаичнее других дней, когда стоит типично французская зимняя погода, когда зима сказывается не в столь определенных формах и все же ее веянием пропитано все. В пейзаже отсутствуют почти все определенные колеры. Только местами ярко зеленеют бархат мха на оголенных серых стволах и обрамляющие дорожки газоны, с которых уже сметены листья, да еще в далекой дали, на самом горизонте, тянется прозрачная лазурь последних лесов. Остальное все благородно-серого тона. Особой красочной прелестью пленяют в зимние дни и бронзы. Летом они убираются рефлексами и контррефлексами. Солнце, падая на края и выдающиеся части, зажигает на них искры и разбрасывает в разные стороны хитрые световые сплетения; иное неожиданно загорается рубином, в другом светится изумруд, а там звучный и яркий сапфир. В зимние дни этих оргий не встретишь; все гаснет, все становится сдержаннее, но насколько же впечатления от этих скромных симфоний волнуют глубже, нежели от тех эффектных»