про способность мечтать!

Feb 22, 2015 11:01



Бумажная архитектура - художественное явление 80-х - 90-х годов. Тогда примерно 20 молодых архитекторов, в основном выпускников Московского архитектурного института, стали участвовать в международных концептуальных архитектурных конкурсах, прежде всего - японских, и выигрывать.


Из бумажников вышел один большой художник - Александр Бродский и один большой куратор - Юрий Аввакумов, а остальные с разным успехом занялись реальным проектированием. В разгар строительного бума это резко улучшило их материальное положение, и выбор казался очевидным. Сегодня он больше под вопросом - еще пара лет санкций, и окажется, что не осталось ни денег, ни той славы, которая свалилась на голову в молодости.


Юрий Аввакумов. Он собрал из работ друзей корпус бумажников и стал делать выставки, каталоги, лекции - превратил эпизод биографии в художественное явление. Все это, надо сказать, со вкусом, может быть несколько более утонченным, чем большинство работ его товарищей, которые все ж таки тогда, в свои 25 лет, в массе были не слишком художественно искушенными. Выставок прошло, наверное, больше полусотни - в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Милане, Токио и, разумеется, в Москве и Петербурге. Аввакумов и сам вырос в Куратора с большой буквы, и бумажников вырастил.

Селим Хан-Магомедов, самый авторитетный историк советской архитектуры, как-то сказал, что по мировому счету в ХХ веке в России было три вещи - русский авангард, сталинская классика и бумажная архитектура!


Это такой эпизод, когда 20 человек просто мечтают. Это кажется так естественно, что даже не приходит в голову изумиться. Ну в самом деле, мечтания свойственны юности, да тут еще и советская власть. После института можно только в какой-нибудь Жилбылпроект проектировать типовой курятник для синих сухопарых кур. А чего ж еще делать-то, как не мечтать? Ну вот и родилось.

Cтранный эпизод, ставший вдруг историей русской архитектуры как какой-нибудь ВХУТЕМАС или «Мир искусства»
Но это становится изумительным, когда способность мечтать атрофируется - а у нас сегодня как раз такие времена.
У нас время, лишенное способности произвести из себя что-то иное по отношению к существующему миру. Я имею в виду всерьез иное, не по принципу, что вот сейчас забор между нами и соседями проходит здесь, а мы мечтаем, как его сдвинем и сделаем повыше, чтобы не сунулись.

Безальтернативность - интересное свойство общества, уничтожившего конкуренцию. У нас она, впрочем, называется единством, и мы это дело ценим. В качестве издержек этой ценности развивается импотенция в сфере производства мечты. А как это у них получалось? Как так было устроено? Что за заяц в голове сидел? Нынче самые рискованно отвязанные умы могут воспарить и возмечтать, чтобы все было как в 1970-е, мы бы вот ели колбасу, а нас бы вот все боялись. А уж серее Брежнева у нас в истории места не было.

Не стоит переживать, что этот нарисованный тогда мир не состоялся, что из большинства бумажников не получилось тех гениев, которых обещали их ранние рисунки, а из кого получилось что-то совсем не то. В обществе, не способном произвести из себя мечту, те, что были произведены за просто так, от щедрости таланта - это поразительное богатство. Ну ладно, "конец истории", понятно, но спасибо, что она была. И спасибо тем, кто еще есть.
http://www.kommersant.ru/doc/2665296
Картинки проектов Александра Бродского и Ильи Уткина из журнала http://stefanart.livejournal.com/18227.html?thread=111923

конспект

Previous post Next post
Up