Еще одна статья Раппапорта.

Dec 27, 2014 11:57

Экономика бескорыстия

Ситуация в современной архитектуре не может рассматриваться вне экономической конъюнктуры. Архитектура, по общему мнению, - стоит денег.
В простейшем бытовом измерении эта проблема выражается в карьерном и экономическом соревновании архитекторов. В СССР архитекторы были такими же служащими, как и все прочие, они получали небольшую зарплату и были вынуждены проектировать унылые типовые дома. Счастливый случай выигрыша на конкурсах и строительства уникальных сооружений доставался немногим и контролировался партийной властью.
После крушения ССР открылась новая жизнь, обозначавшаяся как переход к рыночной экономике. Надежды связывались со свободным рынком. Возникали частные предприятия, кооперативы и индивидуальные мастерские.

Реальность, однако, показала, что в обществе сохранялись прежние иерархические структуры и в сфере власти, и в сфере рынка, так что успеха достигали, как и прежде, приближенные к верхушке иерархии и тут разрыв между этими «счастливчиками» и средним уровнем не сократился, а увеличился в тысячи раз, и безнадежность инициатив снова вступила в свои права.

Тем не менее, принцип активной роли творческих инициатив остается в числе основных условий развития общества. А сами эти инициативы остаются в известной степени бескорыстными. Однако иерархические системы власти и экономики пытаются контролировать процесс их появления, поддерживая или препятствуя их возникновению.
Если же говорить об архитектуре, то здесь творческие инновации остаются в сфере отбора властью и деньгами. Писатели, художники и композиторы остаются в большей степени свободными и от власти и от банков и от рынка. Архитекторы связаны со всеми иерархиями прежней жесткой связью.
Так что инициативы в сфере архитектуры, как проектирования, так и академического профессионального преподавания остаются весьма призрачными. Тут право первой руки остается за финансами и администрацией. Поэтому карьеристы пытаются действовать в старой схеме карьеризма и выгоды. Бескорыстие остается за бортом, и только в критике, казалось бы, оно еще сохраняет некие шансы, хотя ими практически никто не пользуется, так как перспективы даже критического успеха остаются плачевными.

Эти вопросы не могут считаться чем-то новым. Архитектура испокон веку развивалась в сфере власти и денег. И хотя демократизация архитектуры не оставляет никаких сомнений, она показывает, что демократические и вкусы оставляют для архитектурных инициатив ничтожное место по сравнению с готовностью рискнуть, иногда посещающей сильных мира сего.

Гораздо большие возможности для инноваций и эксперимента оставляет сфера критики и архитектурного образования. Но критики, работающие в журналах, вынуждены ориентироваться на потребности читателей и тем самым снижать планку своих идей. А в сфере профессионального образования складываются иерархические структуры власти и бюрократии, которые жестко контролируют образ мысли и действий своих сотрудников.
Косвенной формой сдерживания бескорыстных инициатив оказывается и вся государственная система образования. Государство предпочитает минимизировать способность выпускников школ к самостоятельному мышлению, так как такая способность препятствует социальному манипулированию населением, столь необходимому для подготовки необходимых результатов в процессе выборов. Такая стратегия уменьшает и возможности бескорыстного творческого мышления, и способность такового найти понимание в широком кругу.

Пока системам Интернета еще не много лет (блогосфера развивается только первые семь лет) трудно судить, в какой мере Интернет станет сферой действительных инноваций и бескорыстного, в том числе и архитектурного и архитектуроведческого ( то есть критики и теории) творчества.
В этой связи нельзя не обратить внимание, что наряду с появлением новых идей Интернет обеспечивает свою аудиторию и огромным, ранее остававшимся почти недоступным массивом знаний. В том числе энциклопедических справочников и авторских текстов. В последние годы Интернет становится источником и живых форм обучения в виде лекционных курсов и интерактивных семинаров, в рамках которых возможно уже не только распространение, но и критическое обсуждение новых идей.

В любом случае уже сейчас во всех сферах деятельности, затрагиваемых Интернетом и бескорыстными творческими инициативами необходимо стимулировать их всестороннее обсуждение. Так как именно в них мы можем видеть перспективы развития новой глобальной культуры, меньше чем раньше сдерживаемые государственными границами и законами транснациональных корпораций.
http://papardes.blogspot.com/2014/11/blog-post_26.html

Раппапорт, конспект

Previous post Next post
Up