Этот мост через Северский Донец под Волчанском. Стоял он не на основной трассе, которая идет через Старый Салтов, а гораздо севернее , на старой дороге, которая очень извилистая и запутанная. Я первый раз увидела этот мост, когда ехала с какими то заказчиками на их объект в конце 90-х. Ничего себе артефакт, как же я про него не знала, подумала я. В Волчанском районе, а места там действительно как на подбор, у нас было несколько объектов, так что поводов полюбоваться на чудо инженерной мысли было предостаточно. При том , что это любование происходило с соседнего нового автомобильного моста. Какое же было разочарование и огорчение, когда спустя несколько лет, делая петлю специально, чтобы полюбоваться на мост, мы этого моста не обнаружили. Ну и вот что за люди? Неужели нет понимания, что это такое же чудо, как картина в музее или скульптура на площади , или старая аллея в парке, или облупившаяся лепка на фасаде? Хотя , конечно, что спрашивать , действительно нет понимания. И пройдет еще несколько лет или десятилетий, и кто-то будет заламывать руки и вопрошать куда смотрели, как не уберегли?
Под врезкой информация про мост с волчанского форума.
Когда-то начало Печенежского водохранилища украшал замечательный металлический мост, сделанный "без единого гвоздя" на больших металлических заклепках.
Построен в начале ХХ века англичанами, имевшими концессию на разработку мелового карьера (на месте карьера сейчас находится армейское стрельбище). Мост разработан под габариты железнодорожного "франквагона". Планировалось проложить железнодорожную ветку от Волчанска до самого карьера, но помешала Революция 1917 года.
Во время фашистской окупации 1941-43г. неоднократно и безрезультатно подрывался партизанами местного значения. Во время боёв бесчисленное количество раз переходил из рук в руки. В стали конструкций до последнего времени торчали осколки.
Мост был очень красивый, издали смотрелся весьма изящно, а вблизи весьма устрашающе. Особенно когда проплываешь под ним на лодке. Детишки с удовольствием прыгали с его нижних краев в воду, а самые смелые забирались по толстым металлическим балкам на самый верх. Функционировал как автомобильный мост, вплоть до 90-х годов ХХ века, пока рядом не построили современный железобетонный мост, который должен был взять на себя нагрузку на время ремонта основной дамбы через водохранилище. Старичка тихонько разобрали и сдали на переплавку - в 2003 году мост порезан на металлолом современными вандалами, при попустительстве властей.
Добавлю еще в пост замечание Владимира Новгородова из фб : "Дело было еще при Кушнареве. В связи со строительством нового моста, этот металлический был продан в частные руки и эти "руки" решили его превратить в металлолом. Я предлагал взять мост на учет как памятник инженерного исскусства и превратить его в рекреационный объект. Эту мысль энергично поддержал бывший тогда глава Волчанской райадминистрации, челвек умный и интеллигентный(забыл ,к сожалению фамилю).Кушнареву было направлено соответствующее письмо от волчанского Совета,но алчность оказалась сильнее. Такой же трагичнй оказалась судьба двух великолепных коровников,построенных в нач.20в. в Еленовке Харитоненко недалеко от его имения в Наталовке(Владимировке).Это были огромные капитальные прекрасной архитектуры строения,которые,кстати,удалось включить в списка архитектурных памятников Харьковской области.Но и это их не спасло! Здания были приватизированы и разобраны новым хозяином на кирпич.Позже он заявлял.что не знал.что эо архитектурные памятнки. Аналогичная судьба ждет и расположенную на окраине Мурафы уникальный старинный деревянный корпус больницы для рабочих шаровского имения Кенига и, не меющую вообще аналогов, деревянную водонапорную башню там же. Хоть это и архитектурные памятники,они уже в частных руках.Башня сейчас катастрофически наклонилась и дни ее,если не принять срочных мер, сочтены. Жаль,но таких примеров и в городе и в области много.Власти и бизнес интересуют только деньги,а голова,впрочем как и законы, по-прежнему, не работают. Харькьвщина и так не особо богата архитектурными памятиками.а при таком положении дел потеряем и последние."
И вот другой пример. Небольшой парк под мостом через речку Вуппер возле того же городка Золинген о муниципалитете которого я вчера написала. Мост почти ровесник волчанскому , на 10 лет старше, гораздо выше , переброшен через глубокое ущелье неширокой речки. Наш Северский Донец в 5 раз шире и о красоте моста можно спорить. Вернее можно было спорить(
Но какая разная судьба.Немецкий мост сейчас весь обставлен заграждениями и объявлениями о проходящей реконструкции. Сама реконструкция превращена в дополнительный аттракцион, вытащены все исторические документы, вспомнили, что мост открывал кайзер Вильгельм, подробно описаны все технические моменты и конструктивные особенности.
Отлит из латуни рельеф окружающей местности вкупе с мостом.
А чтобы и вовсе было удобно под мостом устроен парк с несколькими кафе , вернее пивнушками , с лужайками,геопластикой , с мостиками для любованиями и удобными сходами к воде. Материал стен кафе-картен. Перекличка с ржавыми конструкциями моста)
На моих глазах немецкое семейство надуло резиновую лодку, забросило в нее рюкзаки и с комфортом оттолкнувшись от дизайнерского причала, умчалось вниз по течению. Я не позавидовала им, места от которых отталкивала я свою лодку были не менее красивы , но порадовалась такой возможности.