между огурцами и иероглифами

Apr 20, 2014 21:25

Марта Шварц большая затейница.
Но глядя на ее последние проекты , как не вспомнить о периодах которые бывают в жизни любого большого художника. Помните у Пикассо -розовый и голубой, кубизм, сюрреализм и далее?
Так вот и в творчестве Марты Шварц наступил период , название которого еще не придумано, но манера, способ ,язык очень сильно отличаются от прежних работ .
Перед нами два ее последних проекта-исламский и китайский.
Мало того , что выступает эта авангардистка от ландшафтного дизайна на территории древнейших садовых культур, она умудряется так закрутить интригу, что можно только рот открыть от удивления.

Отринут древнейший принцип чор-бак(четыре сада). Никаких квадратов и переплетений , копирующих принципы древних ирригационных сооружений.
В основе плана сада , простирающегося между зданиями отеля и торгового комплекса в Абу-Даби положен традиционный арабский узор огурчиками.





В Европе он более известен под именем Пейсли.
Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам - Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) (в Азербайджане и Франции орнамент распространён под этим названием) был характерен для Персии и Ирана со времён династии Сасанидов (III-VII века) и развился до многообразия форм уже к XVI-XVIII векам - времени правления династии Сефевидов.
Распространился во многие азиатские страны и использовался во всех сферах жизни - украшал регалии и одежду знати, ювелирные украшения, посуду, предметы домашнего обихода и религиозного культа, в этой форме пеклись лепёшки.
Завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время (XVIII-XIX века) благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BE%D0%B3%D1%83%D1%80%D1%86%D1%8B



Ткань сада- теперь у МШ это имеет двойной смысл.
Про садовые огурцы.
Мало того, что в мощении МШ использует чудесные переливы гранита, которые оттенками напоминают и благородный жемчуг и серо-розовые цвета заката в пустыне, некоторые огурцы сделаны в виде клумб, в которых сочетаются четкий стриженый контур и злаковое заполнение.




Но и это еще не все. Третий вид огурцов представляет собой приподнятые холмики-барханы, покрытые мозаикой растений. Они призваны защищать от горячего ветра , т.к почти все оторочены гранитными скамейками.




Посадки на холмиках напоминают решения на площади в Испании, но здесь размещение растений совсем иное-по граням. Почти по граням бриллиантов. Недаром заказчики арабские шейхи.

Скамейки в этом саду не просто скамейки! Для их охлаждения(нам бы их заботы) по гранитным плоскостям проложены целые ручьи.Тут же вспоминаешь поток в мемориале, который посвящен памяти принцессы Дианы. (Автор Густафсон)



Но , выполнен он в манере итальянского модерниста CARLO SCARPA, который почти все профили в своих постройках свел к ступенчатому рельефу.

Martha Schwartz


CARLO SCARPA


И фиги! Целая роща инжира!..Я видел края,где инжир с айвой росли без труда у рта моего,- к таким относишься Иначе..
А что же Китай?
Парк китайского города Чунцин, который построен , как я поняла, в демонстрационных целях для увеличения продаж объектов недвижимости.
В основе плана зигзаг. Я попыталась выделить его желтым цветом на плане. Немного напоминает графику китайских пейзажей. Когда горный поток изображался быстрыми росчерками.



Ну и о знаменитом зигзагообразном плане сада Кочран не стоит забывать.http://marina-kruasko.livejournal.com/?skip=40&tag=%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%8B%20%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2
(Хотя все же происхождение этих зигзагов, на мой взгляд, разное. У Кочран это геометрия, у МШ это условность, хотя и геометрическая)

В плане зигзагявляется таким же формальным рисунком, как в исламском саде огурец.
Самое забавное, что рисунок мощения заполняющего все пространство между огурцами и зигзазами один и тот же-полосочки разной ширины.




Самым запоминающимися скульптурными образами парка является целая череда павильонов из картеновской стали. Их облик связывают с окружающим рельефом, но мне они напоминают китайские иероглифы, только не на плоскости , а в объеме. А вот цвет вполне китайский-«мандариновый».




И еще один условный водный поток.
Ручей выполнен в манере ,когда автор оперирует самыми простыми фигурами, но тем не менее не заставляет усомниться в происхождении образа. Нет глубины, опущены подробности. Иногда геометрия становится почти орнаментом, но чуть другой ракурс и понимаешь-нет это не орнамент, а та же «природа», очищенная от всякой шелухи.




Какая связь в этих проектах с традицией?
На первый взгляд никакой, если не считать тонкие градации цвета в узорах сада в Абу-Даби, или яркий цвет павильонов в сквере Чунцина.
Но дух, смысл, идея , наперекор всем традициям, читается очень явно!
… и почерк, или примета сегодняшнего периода:
в основе плана формальный рисунок
+эффектный элемент, как самый запоминающийся образ проекта -павильоны и холмики со скамейками.
+условное изображение природных элементов.

Фото проектов
http://www.dezeen.com/2014/03/11/perforated-metal-pavilions-martha-schwartz-partners-fengming-mountain-park/

персонально, разбор, стилистика, Азия, планы садов, соответствия

Previous post Next post
Up