про любительство

Jan 16, 2012 13:27

Не секрет, что мы постепенно из общества производства и труда перекочевываем в общество потребления и досуга. То есть мы имеем такую экономическую систему, которая сама по себе остро нуждается в расширяющемся потреблении и досуге. Рост производительности труда и успехи производственной технологии делают все больший процент населения практически производству не нужным. Но жить, замкнувшись в рамках самого производства, производство тоже не может. Отсюда оно вынуждено кормить потребителя-бездельника...Что же делать тем, кто вообще отошел от производства?


http://mednieki.narod.ru/index.html



http://picasaweb.google.com.ua/VPidlisnyy/tEOURE#

Долгое время такие люди составляли массу потребителей туризма , модного барахла, антиквариата и разных ненужных технических вещей. Но это всё вчерашний день. Постепенно в потребительской среде должны появляться собственные формы жизнедеятельности. В том числе и неэкономические формы производства, как, например, производство статусов, престижа, увлечений, интересов и тому подобного, что позволяет изъятым из производства людям жить активной и полноценной жизнью. В свое время считалось, что такова перспектива самодеятельности. Самодеятельность отнимает у людей чувство выкинутости за борт.

В Советском союзе культ самодеятельности строился, конечно, не на основе общества изобилия, а в пику профессиональным артистам (этот момент удачно отмечен в фильме Рязанова «Берегись автомобиля»), но оттого и самодеятельность в СССР пришла в упадок. Там же, где такое изобилие действительно растет, сфера самодеятельности тоже должна расширяться. И виды искусства, или иных занятий, которые не требуют дорогой технической базы, имеют недурные перспективы. Например, живопись. Уже сегодня лавки, торгующие красками и подрамниками, в большей степени ориентированы на любителей, чем на профессионалов. Образцы для непрофессионального творчества поставляются, однако художественной элитой, то есть взаимодействие, в том числе и состязательное между профессиональным и непрофессиональным искусством сохраняется.

И тут возникает эффект, который в торговле строительными материалами и инструментом уже давно приобрел форму магазинов типа DIY (Do it yourself), то есть «Сделай сам». Эти магазины набрали огромный темп и занимают в крупных городах одно из ведущих мест.

Если перенести принцип «Сделай сам» на искусство, то тут видны огромные перспективы роста. Но, повторяю, нужны образцы. Если эти образцы будут недостижимы для среднего покупателя художественных материалов и инвентаря, то экономически они массового потребления такого рода товаров не обеспечат. Стало быть, нужны образцы попроще. Поэтому действительно оправдано многообразие стилей. Для тех, кому удается нечто изобразить, открыты пути академизма или примитива, тем, кто изобразить не может - доступны абстрактное искусство или инсталляции.

В музыке дело обстоит сложнее. Там досуговое потребление, кажется, имело место где-то в Германии и Австрии конца XVIII века, когда каждая семья по воскресным дням музицировала в квартетах. К сожалению, развитие музыкальной культуры, в том числе джаза и эстрады (исключение - стиль кантри) сделало более современые образцы музыкального исполнительства недоступными массам. В живописи эта ошибка была учтена. В наши дни, наряду с живописью в сферу самодеятельности начинает входить кино и музыкальное сочинительство с помощью компьютеров. Любопытны и опыты самодеятельной литературы, психоанализа, театра, философии.

Предложение образцов произведений искусства разной степени доступности для любителей, поэтому, по необходимости сближает уровни высокого и низкого рангов.

Некогда оно ограничивалось, например, справочниками по орнаменту или альбомами для вышивания крестом. Теперь такая самодеятельность резко расширила свои качественные рамки. В принципе, любители могут теперь в случае удачи надеяться и сами попасть в разряд поставщиков образцов, в разряд гениев.(Образцы на снимках-М.К.) Знание цен, по которым идут полотна Туомбли, лишь подогревает энтузиазм, но не является решающим фактором. В искусстве идеальные ценности не исчезают, и не вытесняются меркантильными.

Сфера искусства может превратиться в автономную сферу производства и потребления, но внутри досугового сектора.
А.Раппапорт
http://papardes.blogspot.com/2009/08/blog-post_4938.html

конспект

Previous post Next post
Up