Из воспоминаний художницы Варвары Петровны Шнейдер 1903 года:
«Вот… мы и поехали в Чумартово. В сущности, мы ехали в мордовскую деревню […]. Дорога наша, когда мы выехали из леса, все время шла в виду Темникова, после Варлаамовской пустыньки встретилась небольшая русская деревенька Пиевка, несколько дворов всего…, все в домотканых старого фасона сарафанах - сукманы. Я сговорилась с бабами, чтобы они мне собрали целый костюм - они согласились, но на обратном пути произошла целая история. Подъезжаем ко двору, с хозяйкой которого мы сговорились: «Ну что, приготовили?» Баба отвечает нерешительно: «Приготовить-то приготовили - да что-то боязно». - «Да что боязно-то?» - «Да как же, если бы Вы у всех брали, а то что, как люди, так и я». И моментально вещи, положенные в тарантас, были выхвачены и исчезли. - «Да чего же вы боитесь?» - «Да мы народ темный, не знаем, зачем тебе это надыть, может, обряд мой угонишь, а потом и меня». Мой спутник в это время пошел к колодцу пить воду, бабы меня так извели, что я взмолилась к нему о спасении. Если бы не задетое прокурорское самолюбие, патетический жест, указующий на кокарду и, наконец, какой-то бывший солдат Кузьма, прикрикнувший на свою жену, - ничего из купленных вещей мне бы не видать…
Избы темниковские построены очень прочно и красиво, м[ожет] быть случайно, но мордовские мне показались и чище и зажиточнее, да и мордва шустрее и смышленее цокающих пиевских баб...
Между мордовками встречаются очень красивые типы, я видела в Чумартове одну блондинку с пепельными волосами, синими влажными глазами - совсем русалка. Другая смуглая, с совершенно римским профилем, en face у ней монгольский тип, широкие скулы, раскосые глаза, но в профиль очень благородное лицо настоящей красавицы».
Экспозиция Темниковского музея. Фото 26 июля 2018 года
Темниковский историко-краеведческий музей им. Ф.Ф. Ушакова