Об экологии на Питиримовских чтениях

Oct 26, 2017 22:12


24 октября приняла участие в XXII Питиримовских чтениях, в работе секции, посвященной экологическому воспитанию.

В 2012 году Московская Патриархия разработала документ «Основы экологической концепции Русской Православной Церкви». В нем говорится о необходимости экологического воспитания, а также содержится призыв, обращенный к священнослужителям и мирянам, активно участвовать в деятельности по защите природы и окружающей среды: «В диалоге с представителями общества, государства, международных организаций Русская Православная Церковь считает долгом содействовать укреплению в людях, принадлежащих к разным социальным, этнокультурным, возрастным и профессиональным общностям, чувства солидарной ответственности за сохранность Божиего творения и поддерживать их труды в этом направлении» (http://www.bogoslov.ru/text/2603331.html).






Свое сообщение для Питиримовских чтений готовила с учетом того, что слушателями будут семинаристы, поскольку работа секции проходила в Тамбовской духовной семинарии. Выбрала специальную тему: «Сады и парки как символы Рая на Земле». Однако аудитория оказалась почти полностью светской, состоящей, в основном, из учащихся колледжей, которые полностью заполнили зал. Но и они со вниманием меня выслушали, тем более что свой рассказ я сопровождала показом памятников церковного искусства  с изображением животных, птиц и растений.

Опубликую здесь свое сообщение. Пусть хранится.



Сады и парки как символы Рая на Земле

Экология - это наука, которая изучает законы природы, взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Однако если небо, землю, всю природу и человека сотворил Бог, как учит христианское учение, то экология для верующего человека фактически должна являться богословской дисциплиной, поскольку касается изучения творения Божьего, а через это творение совершается попытка познать Самого Бога.






Поскольку, по христианскому учению, мир, в котором мы живем, создал Бог, то в русской культуре возникло понимание того, что природа по своему характеру духовна. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) писал в трактате «Дух, душа, тело»: «Если так очевидно, что временная смерть семян и животных не мешает тому, чтобы снова возникла в них жизнь, то имеем ли права утверждать, что это возможно без проявления в них какой-то неведомой нам силы, жизненной энергии, совершенно не поддающейся воздействию вредных агентов, уничтожающих жизнь семян и растений? А такая энергия, конечно, может быть только духовной энергией, животворящей силой Святого Духа».






Святитель Лука был наделен не только благодатной прозорливостью и научным талантом, но он был еще и художником слова. Вот как, например, он описывал природу, а вернее ее маленькую частичку - цветы, описывал с большой любовью: «Вечером на цветущем лугу все множество цветов поворачивается к солнцу, точно воссылая ему вечернюю молитву, а после его заката тихо засыпают, чтобы утром, повернувшись на восток, опять встретить его утренней радостной молитвой… Благоухание цветов - это фимиам Богу. Цветы - кадильницы…»






Изображение природы встречаем в образах древнерусского церковного искусства: в гимнографии, иконах, фресках, скульптуре. Иконописцы и скульпторы изображали зверей, птиц, деревья, цветы.






Растения, деревья, кустарники, цветы, всегда напоминали человеку об Эдеме, о райском вертограде, являясь украшением природы - подножия престола Божия. Недаром святой праведный Иоанн Кронштадтский называл цветы остатками рая на земле.

Живыми цветами украшают разные священные предметы в интерьере храма: престол, алтарные врата, плащаницу, выносимый крест и выносную свечу.

Живыми цветами украшают особо чтимые святые иконы и иконы праздников.






Живыми цветами выкладывают пасхальное восклицание «Христос воскресе!», украшают архиерейское кресло и владычный орлец.    С цветами человека провожают в последний путь, цветы сажают на могилах.






Цветами, кустарниками и деревьями благочестивые люди окружают храмы, потому что церковный двор - это священная земля.






Преподобный Серафим Саровский наставлял: «Землю с обеих сторон… церкви непременно загородите заборчиком…, травка та святая, тут стопочки Царицы Небесной прошли!»

Около храма все должно напоминать о рае-саде, а не о пустыне.






Несмотря на то, что существует два метода толкования Библии - буквальное и символическое - в традиционной русской культуре закрепилось представление о рае как саде, а также о том, что первым насадил сад Бог. Основанием для этого послужили слова Библии: «И насадил Господь Бог рай в Эдеме на Востоке; и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи.... Из Эдема выходила река орошения рая; и потом разделилась на четыре реки… И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Бытие. Гл. 2, строки 8_10,15,15).






Для Рая в христианстве используются не только образ сада, но и два других образа-символа: один из них - Небо, как символ чего-то предельно высокого и недосягаемого, и второй образ - города как отражения «Небесного Иерусалима», в котором править будет Бог, и где «ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21: 4).

Порой два образа - сада и города - соединялись вместе, превращаясь в образ города-сада. Именно поэтому необходимостью любого города были сады, парки, скверы. Чем больше природа входит в город, тем легче человеку жить в нем, оставаясь духовно и физически здоровым.






В период Средневековья и в более позднее время земной город представлялся земным воплощением Небесного града Иерусалима. Не является исключением и Тамбов.






Интересен план города Тамбова 1856 года. Он очень подробен. На него нанесены планы домов и городских усадеб.   Кварталы с частной застройкой организованы следующим образом: фасады усадебных домов выходят на улицу, а за ними располагаются хозяйственные постройки, а далее - сады и огороды. Поэтому середина кварталов представляют собой зеленое пространство. Таким образом, природа входила в город, и каждый квартал становился своего рода образом вертограда - огороженного сада-рая.  Важно, что пока такая планировка в историческом центре города сохраняется до сих пор. Но город скоро лишится своей традиционной основы.






В современном мире торжествует потребительская психология, поэтому заповедь Бога сохранять тварный мир, природу, не исполняется даже верующими людьми. Порой с нашего молчаливого согласия парки и скверы выпиливаются и застраиваются, нарушается символическая планировка города. Дышать становится нечем от пыли и отработанных газов. Водоохранные зоны рек Цны и Студенца, которые закон предписывает оставлять свободными, тоже застраиваются, из-за чего нарушается течение подземных вод, которые, вместо того, чтобы втекать в малые речки и ручьи, направляются в подвалы многоквартирных домов. Порой мы спокойно и молчаливо проходим мимо того, что в реки Цну и Студенец спускают нефтепродукты, канализацию, химикаты.

Давайте зададимся вопросом: как мы, каждый из нас, защищает природу или хотя бы поддерживает тех, кто это пытается делать?

Тамбовская семинария, конференция, сады и парки

Previous post Next post
Up