Сегодня исполнилось 213 лет со дня рождения поэта Евгения Боратынского - уроженца Тамбовского края. Появившись на свет в усадьбе Вяжля Кирсановского уезда, он провел детство в соседней усадьбе Мара.
Е. Боратынский в начале 1820-х гг. Литография Ф. Шевалье
Любопытно, что на Тамбовщине день рождения Боратынского празднуют дважды - 2 и 18 марта, что объясняется спорами о дате. Если для каждого исследователя чрезвычайно важно определить одну дату, истинную, то сам Боратынский, как нам кажется, от существующей двойственности только выигрывает - два раза его вспоминают, два раза говорят о нем, два раза читают его стихи. Вызывает споры и написание фамилии поэта: через «о» или «а», Боратынский или Баратынский. То, что земляки горячо, и, значит, заинтересованно, полемизируют о проблемах биографии поэта, интерпретации того или иного факта, не может не внушать надежду на неиссякаемость данной темы.
Портреты Евгения Боратынского и его родителей - Аврама Андреевича и Александры Федоровны Боратынских
(о матери поэта и особенностях воспитания детей в усадьбе Мара см.
здесь)
Судьба Боратынского в отечественной литературе, как и его жизнь, была переменчивой. В ней чередовались взлеты и падения, известность и забвение.
Опыт молодого поэта, опубликовавшего свое первое произведение, был успешным. Современники восприняли его как явление новое, сильное, самобытное, в котором проявилось редкая для поэзии гармония мысли и чувства, рассудка и сердечного переживания, философии жизни и живого искусства слова. В 1824 году П.А. Плетнев писал: «Меж тем, как мы воображали, что язык чувств уже не может у нас сделать новых опытов в своем искусстве, явился такой поэт, который разрушил нашу уверенность. Я говорю о Баратынском. В элегическом роде он идет новою, своею дорогою. Соединяя в стихах своих истину чувств с удивительной точностью мыслей, он показал опыты прямо классической поэзии».
Дом, где родился Евгений Боратынский.
Усадьба Вяжли (Ильиновка) Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Фото 1910-х гг.
Поэты пушкинского круга с большой симпатией отнеслись к Боратынскому, поддерживая и помогая становлению его таланта. Среди них были И. Козлов, А. Бестужев, К. Рылеев, А. Одоевский, Ф. Глинка, П. Вяземский. Безоговорочно приняли его поэзию А. Дельвиг и А. Пушкин.
Позднее критики сосредоточили свое внимание на анализе философского начала в творчестве Боратынского. Слава поэта-философа, прочно закрепившаяся за ним в ту пору, сыграла не лучшую роль в оценке его наследия, когда на авансцену культурного пространства вышли писатели-разночинцы, боровшиеся с «проклятым аристократизмом», и авторы, рассматривавшие литературу как товар. Однако именно поэзия Боратынского вскоре стала питать русскую поэзию Серебряного века, сыграв в ее развитии одну из важнейших ролей.
Воскресенская церковь в с. Сергиевка Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Фото 1905 г.
(близ этого места ранее стояла Покровская церковь, в которой хранилась метрическая книга
с записью о дате рождения и крещения Е.А. Боратынского)
В первые десятилетия советской власти Боратынский как поэт-помещик, воспевавший жизнь дворян, был забыт, но уже в 1940-х годах, к 100-летию смерти, его сочинения стали снова выходить отдельными изданиями.
Главными задачами искусства во все времена и у всех народов были образование и воспитание, без которых никакая общность людей не может надеяться на стабильное существование на протяжении длительного времени. Будь то церковная, светская или народная культура, всегда и везде, она была направлена на то, чтобы делать человека лучше, развивать его духовно, душевно и интеллектуально. Сегодня, когда вкусы большей части общества воспитываются усредненной массовой культурой, опять начинают говорить о том, что Боратынский слишком сложен, а нашему народу, якобы, нужно что-нибудь «попроще». Однако, следуя данной логике, то же самое можно сказать и о математике, физике, химии. Поскольку они сложны, то тоже нам не нужны? Но ведь если в процессе образования человек не научится тянуться к сложному, то будет разрушен сам образовательный принцип…
Усадебный дом в Маре Кирсановского уезда Тамбовской губернии.
Фото М.А. Боратынского. 1910-е гг.