С давних пор земли, расположенные в левобережье реки Цны, в Окско-Донском бассейне, осваивались рязанцами.
Как известно, с Рязанью связано появление на Руси иконы св. Николая, по преданию, привезенной в 1225 году из Корсуни. В начальный период монгольского нашествия на юго-восточной границе княжества, на реке Воронеже, от рук неприятеля был убит рязанской князь Федор Юрьевич, а вскоре погибла и его жена княгиня Евпраксия с сыном, "заразишася" - бросившись с высоты (с крыши княжеского терема или колокольни), чтобы не попасть в руки врага. С тех пор икона, почитавшаяся с 1512 года, по месту своего нахождения, получила название Николы Зарайского (Заразского). Она стала иконографической основой для создания еще одного образа святого - Можайского. На последнем Николай Чудотворец стал изображаться с мечом в одной руке и градом-крепостью в другой. Исследователь древнерусского искусства Г.К. Вагнер писал: "Какой поворот в сознании русских людей должен произойти, чтобы превратить этого народного доброхота, покровителя моряков, плотников, землеробов - в воинственного защитника города, в меченосца?"
Чудотворный резной образ св. Николы Можайского из Мамонтовой пустыни Тамбовской губернии.
Начало 17 в. Фото 2007 г.
Образ Николы Можайского на Никольской башне Московского Кремля
Образ св. Николая Можайского стал выполняться не только в иконописной технике, но и в скульптурной. Такие изображения порой помещали над проезжими городскими воротами. Скульптура, в отличие от иконы, написанной на доске, обладала зримой телесностью. Тем самым Николай Чудотворец как бы вводился в жизненное пространство человека, приближался к нему - для защиты, а врагам на устрашение.
Иконография Николы Можайского утвердилась на юге русских земель, где проходила граница с Ордой и начиналось "дикое поле". Здесь произошла Куликовская битва (1380), зарождалось казачество, укреплялась линия защиты от крымских татар. В одну из оборонных черт в 1636 году был включен город-крепость Тамбов, расположенный на рубеже со Степью.
Меч в руке св. Николая можно воспринимать оружием духовным, а можно понимать как оружие отобранное. Ведь святой почитается не только как покровитель мореплавателей, но и как примиритель враждующих сторон и защитник невинно осужденных людей. Согласно житию, Николай Чудотворец, узнав о несправедливо осужденных трех воеводах, головы которых должны были отсечь мечем, поспешил на место казни и отобрал у палача занесенное над жертвой оружие.
Фрагмент жития св. Николы на створках киота середины XVI в.
"Спасение трех мужей от смертной казни"
Мамонтова Николы Можайского пустынь была основана в начале XVII века на юго-восточной границе Московского государства и одно время была подчинена Саввино-Сторожевскому монастырю. Гранича с "дикой" степью, она постоянно подвергалась опасности нападений, поэтому была вооружена. Когда в 1636 году южнее построили крепость Тамбов, в нее, как говорится в документах, была перевезена монастырская пушка, которая уж точно была не духовным оружием...
Защитником пустыни считался св. Николай, к которому обращались с молитвами через почитаемый скульптурный образ Николы Можайского, стоявший в трапезной Никольского храма.
С удалением на юг границы России почитание св. Николы в ратном облике постепенно уходило в прошлое. Правда, как впоследствии свидетельствовали, "особенно многолюдно в Мамонтове было во время войны 1812 года".
В 1887 году писали: "Верстах в 70 от Тамбова, по большой Моршанской дороге находится село Мамонтово, в которое ежегодно к 9 мая сходится столько богомольцев, что приходская церковь не вмещает их всех во время богослужения. Богомольцы приходят помолиться Святителю Николаю пред резным образом его, который остался единственным памятником упраздненной пустыни, носившей имя основателя ея, инока Мамонта, и имевший большое значение в деле колонизации Тамбовского края".
Св. Николая Можайский из Мамонтовой пустыни. Скульптура.
Фонда Моршанского историко-художественного музея
В 1913 году Н.В. Давыдов вспоминал: "В Мамонтове, имени, принадлежавшем тогда герцогам Лейхтенбергским, а еще раньше графу Кутайсову, которое ему пожаловано императором Павлом, имелось при сельской церкви считавшееся окрестным населением чудотворным изображение святителя Николая, - небольшая деревянная статуя, облеченная в серебряную ризу..."
В 1694 году при епископе Питириме в тамбовской крепости начали возводить каменный Спасо-Преображенский кафедральный собор. В первую очередь в нем был освящен Никольский придел нижней церкви. Судя по пограничному положению крепости, здесь мог тоже храниться образ Николы Можайского, но источники никаких подробностей об этом не сообщают. Первый местный краевед С. Березнеговский, описывая в XIX веке иконы собора, в первую очередь называет образ Богоматери "Знамение", который тоже был почитаем русским воинством (о Знаменском храме Тамбова см.
здесь).
Никольский придел Спасо-Преображенского собора в Тамбове.
На столбе икона Богоматери "Знамение". Фото 2012 г.
Орудие Мамонтовой пустыни до нашего времени не сохранилось, но когда в соборе был размещен краеведческий музей, то около него установили две пушки.
Краеведческий музей в здании Спасо-Преображенского собора. Фото 1960-х гг.
Ныне эти пушки лежат около другого здания, где располагается краеведческий музей - на улице Державинской. Как говорят, они принадлежали береговой артиллерии и были отлиты на липецких заводах на рубеже XVIII-XIX веков.