О фильме «Апокалипсис»

Jan 08, 2017 23:46

Сидел Человек один, погруженный в мрачные думы. Собрались вокруг него звери и птицы и говорят: «Больно нам видеть твою печаль, проси, чего хочешь, и все получишь». Сказал тогда Человек: «Хочу иметь острое зрение». И ответил  Стервятник: «Я дам тебе свое». Сказал Человек: «Хочу быть сильным». И ответил Ягуар: «Будешь сильным, как я». Сказал Человек: «Хочу знать все тайны Земли». И ответила Змея: «Я открою их тебе». И каждое из живых существ принесло Человеку дар. Получив последний, он встал и ушел. И тогда Сова сказала остальным: «Теперь, когда Человек столько знает и столько умеет, мне стало страшно». Лань возразила: «Человек получил все нужные навыки и перестанет грустить». Но Сова продолжила: «Нет, я видела в Человеке пустоту, неутолимый голод. Это он делает его печальным. Это он заставляет его что-то желать. Человек будет забирать и забирать, пока мир не ответит ему: «Меня больше нет, и мне нечего тебе дать…»



Американский фильм Мела Гибсона «Апокалипсис» (2006 год) при первом просмотре произвел на меня шокирующее впечатление своим натурализмом в показе жестокости - охоты на животного и человека, кровавых жертвоприношений, убийств. Сосредоточение внимания исключительно на сюжете, который  держит зрителя в постоянном напряжении, мешает  воспринимать картину как целостный художественный образ. В моем сознании он почему-то рассыпался на множество отдельных фрагментов - чреду невыносимых испытаний главного героя, которые тянулись и тянулись, бесконечно сменялись одно другим. И лишь при повторном просмотре  это восприятие удалось преодолеть. Одним словом, впечатлительным людям смотреть фильм не советовала бы, но тем, кто может не принимать близко к сердцу сюжет, а пропускать его сквозь разум, стремясь отыскать смыслы, рекомендую к просмотру.

Тэглайн фильма: «Империя майя. Участь предрешена». Действие происходит на полуострове Юкотан, где в лесу живет первобытное племя индейца по имени Лапа Ягуара. Повествование начинается со сцены охоты на тапира, которая задает тему и ритм всему фильму: главный герой сначала выступает в роли охотника, потом на него самого охотятся и, наконец, он опять превращается в охотника.

На деревню первобытных индейцев нападает отряд чужаков, разоряет дома, убивает жителей, а оставшихся в живых уводит в плен. На их пути  встречается девочка, больная проказой, которая, не получив помощи, предсказывает гибель жестокого мира.

Пленников ведут в город, чтобы женщин продать в рабство, а мужчин принести в жертву богам. Перед лицом смерти Лапа Ягуара поборол свой страх, внутренне собрался и приложил неимоверные усилия, чтобы спасти себя и свою семью, спрятанную в глубокой яме.

Фильм заканчивается тем, что на побережье высаживаются конкистадоры. Цивилизация майя стоит перед моментом своего окончательного ухода в небытие.

Таким образом, тема и главный герой картины - по-американски вполне каноничны: на фоне крушения мира действует герой, которому приказано выжить и спасти свои ценности. Тем не менее, его форма интересна.  Да и смысл имеет общечеловеческий характер: при столкновении культур более слабая погибает, но возникает третья, еще более сильная, которая несет гибель победительнице. Такой вот возникает порочной, замкнутый круг истории.  Какой же выход находят из всего этого авторы фильма? Они находят смысл не в общей истории, которая сама по себе апокалиптична, а в самом человеке, который, если преодолеет страх смерти и бессмысленности бытия, если ограничит свои потребности самым дорогим, то станет жить по-настоящему счастливо - так, будто он бессмертен. Во всяком случае, именно так я поняла.

image Click to view

фильмы

Previous post Next post
Up