Статья в "Рассказ-газете": Мост братьев Замятиных

Jan 03, 2017 20:21





Когда-то мой дед, инженер-дорожник, инженер-мостовик, строил мосты. И не только строил, но, бывало, и разрушал. Отступая в годы Великой Отечественной войны вместе с войсками Красной армии со Смоленщины, он взрывал за собой мосты, а потом, наступая, наводил новые. Поэтому, видимо, неслучайно мосты и люди, связанные с их строительством, неожиданно стали входить в мою жизнь через архивные документы. И вот что любопытно: ранее эти сооружения я, как многие горожане, не замечала, ходила по ним, следуя с берега на берег, воспринимая чисто практически - в качестве дорожно-пешеходной зоны, а более любовалась открывающимися с них видами рек, окружающим пейзажем, но не самими конструкциями. Однако лет шесть назад все изменилось, когда в областном архиве стали попадаться документы, рассказывающие об истории строительства тамбовского моста через речку Студенец на улице Советской. Удивительно, но они были подписаны правителем наместничества, поэтом Гаврилой Державиным. Тогда мосты предстали передо мной в исторической перспективе, во всей своей сложности и разнообразии.

Напротив Вознесенского женского монастыря, при выезде с улицы Московской на Рассказовское шоссе, через Студенец перекинут железобетонный мост, который сегодня находится не в лучшем состоянии. Мало кто обращает на него особенное внимание: мост - он и есть мост; служит себе частью дороги - ну и пусть служит, пока не придет в полную негодность. Однако еще совсем недавно наблюдательный пешеход мог заметить, что форма металлических деталей ограждения пешеходной части сооружения, доступная для осмотра, очень изящна. Сегодня эти уникальные элементы заменены на стандартные, примитивные, поэтому исторический облик моста искажен.



Характер оформления сооружения отсылал к стилю модерн, который был распространен в конце XIX - начале XX веков во всем мире в среде новой буржуазии. Одними из качеств архитектуры модерна являлись рационализм и декоративность. Рационализм зачастую проявлялся в лаконизме объемов, но главное - в использовании новых тогда материалов: металла, бетона, стекла. Современные, относительно недорогие конструкции украшались выразительными декоративными деталями, которые выполнялись из тех же стекла и металла.

В стиле модерн большую роль играл декор с узорами, которые составлялись из волнистых линий, напоминавших формы цветов, трав, водных растений. Характерные скругленные, «естественные», как бы сами собой растущие формы можно было увидеть и в элементах ограждения тамбовского моста.

Строительный материал, из которого выполнена мостовая конструкция, тоже характерен для модерна. Железобетон был изобретен и запатентован в 1867 году во Франции Жозефом Манье; в России его разрешили применять в 1899 году, за 11 лет до начала строительства моста в Тамбове.

В областном архиве хранятся документы, рассказывающие о разборе у Вознесенского женского монастыря старого деревянного моста, который тогда назывался Девичьим, и строительстве нового - железобетонного: договор подряда, смета с подробным описанием работ, чертежи, докладные записки и другие официальные письма. Материалы свидетельствуют, что мостовое сооружение было возведено в 1911 году фирмой «Братья Замятины», которая выиграла торги на получение данного заказа.

Братья Замятины - Иван (186?-1947),  Митрофан (1867-1950), Николай (1872-1937) и Алексей (1880-1870) Ивановичи - были выходцами из купеческого сословия Липецкого уезда Тамбовской губернии. В тот период они со своими четырьмя сестрами и собственными семьями жили в Тамбове, владея домами: №26 на улице Гимназической (ныне Коммунальная), №18 на Дубовой (Комсомольская) и, по-видимому, №65 на Пензенской (в последнем из них несколько членов рода проживали в советский период). Особняк на Дубовой по заказу Николая Ивановича Замятина был спроектирован епархиальным архитектором В.И. Фрейманом, выпускником Императорской Академии художеств. Обладая высокими художественными качествами, это здание сегодня является одним из выразительнейших образцов архитектуры стиля модерн в Тамбове.

Братья Замятины были крупными предпринимателями - владельцами доходных домов, заводов, табачной фабрики, выведя местную продукцию на мировой уровень. В начале ХХ столетия они участвовали в двух международных выставках, в Париже и Флоренции, где их фирма получила золотые медали.

Фирма «Братья Замятины» успешно занималась и строительством. Один из братьев, Алексей, имел инженерное образование. Он организовывал работы, следил за их выполнением и часто выступал по доверенности от лица других братьев при подписании документов. О профессионализме Алексея Ивановича говорит тот факт, что в процессе строительства моста он несколько раз обращался в городскую управу с  предложениями внести в проект изменения, которые должны были улучшить прочность и качество конструкции. Например, во время работ обнаружилось, что почва Студенца в месте строительства илисто-песчаная, подвижная, а, согласно проектной смете, основания бетонных устоев моста надо было закрепить в грунте на глубине 0,7-1,0 м. Алексей Замятин просил увеличить глубину до 1,42 м, чтобы устои находились «ниже черты промерзания земли».

Помимо Замятиных, в торгах на получение заказа участвовали еще четверо подрядчиков: Викентий Гудович, Владимир Вихров, Владимир Шеманский и Михаил Толстов.

В договоре на строительство моста указывалось, что подрядчик должен был иметь на стройке постоянного, опытного десятника, сведущих рабочих, качественные оборудование и материалы, самим приобретенные и завезенные. Любопытно, что подрядчик, приступив к выполнению заказа, не только не получал предоплаты, но, для «успешности работ и качества материалов», был обязан сам внести в кассу городской управы денежный залог в размере, равной 5% суммы подряда. Это делалось для того, чтобы в течение года после полного окончания работ гарантировать их надежность, а средства залога, в случае необходимости, могли бы быть использованы на исправление недостатков.

Договор на строительство железобетонного моста у Вознесенского монастыря был подписан 15 июня 1910 года (по старому стилю). В документе устанавливался срок окончания работ - 15 сентября того же года, который, однако, не был выполнен. Промедление произошло вследствие затянувшейся  работы по забивке свай в подвижный грунт реки, но более всего - из-за эпидемии холеры, которая задержала доставку в Тамбов железа из Донецка.

К 15 сентября бетонирование моста было все-таки завершено, но асфальтирование еще не началось, поскольку необходимо было некоторое время для затвердевания бетона. К тому же не оказалось чертежей на установку кронштейнов, чугунных столбов и фонарей на пешеходном тротуаре. Поэтому работы вышли за пределы сроков договора, а ввод в эксплуатацию мостового сооружения произошел в 1911 году.
Со стороны заказчика, городской управы, ход строительства контролировал инженер Н.О. Диамандиди.

Тамбовские братья Замятины имели общего предка с писателем Евгением Ивановичем Замятиным, родившимся в 1884 году в городе Лебедяни Липецкого уезда Тамбовской губернии. Таким образом, со студенецкими мостами в Тамбове возникает любопытная картина: один из них, на улице Советской, возводился в 1786-1788 годах под наблюдением великого русского поэта Гаврилы Державина, другой, около Вознесенского монастыря, в 1910-1911-х - строили купцы с известной фамилией «Замятины». Какая-то литературная карта получается!

Хочется надеяться, что когда-нибудь при реконструкции исторического центра города Тамбова и создании благоустроенной прогулочной зоны вдоль Студенца замятинский мост получит статус охраняемого государством памятника и войдет в число построек, которые отреставрируют, вернув ему легкие и изящные декоративные элементы, а также придумают для уродующих его ныне  городских коммуникаций более достойное оформление.

Марина Климкова

газеты, Тамбов, мост Братьев Замятиных

Previous post Next post
Up