Результат работы в архиве для меня бывает часто непредсказуем. Конечно, идешь в читальный зал всегда с вполне конкретной целью, но потом, просматривая описи или подшивку документов, наталкиваешься на какой-то материал, который тебя чем-то заинтересовывает, вдруг «соединяется» в мыслях с другим и, как говорится, «понеслось»... Наверное, во мне просто много любопытства.
Если в прошлый архивный четверг в документах заинтересовал «
певчий курос», то сегодня встретилось не менее эффектное выражение - «седой выросток». Кто бы это мог быть такой?
Лебедянь. Христорождественская улица
Сегодняшний документ 1806 года опять принадлежал церковному ведомству - Тамбовской духовной консистории. Его суть в следующем. Пономарь Христорождественской церкви города Лебедяни, некий Петр Максимов, написал прошение о том, чтобы его, за выслугу лет, «посвятили» в новое, более высокое «звание». Однако, рассмотрев заявление, тамбовский архиерей заключил: «…как сей седой выросток ни читать, ни петь, ни писать почти не знает, и удивительно, что благочинный и духовное правление чрез столько лет, прикрывая его невежество, обижали церковь, в городе существующую, то им учинить строгий выговор, и чтобы они впредь светлейшими очками присматривались на исправность причетников…»
Вместо повышения, Максимова, как «невежу», предписывалось отправить в Трегуляев монастырь - «для научения исправнейшему чтению, пению, письму, пока научится исправно». После того, как он освоит грамоту, ему надлежало «явиться при рапорте от строителя» к владыке «для рассмотрения [вопроса] об нем». «Ежели же не надеется он успеть, - говорится в документе далее, - то лучше просил бы в [иной] род жизни, мы его охотно уволим».
Сегодня, к сожалению, очень часто можно встретить людей, которые по своей работе, фигурально говоря, «ни читать, ни петь, ни писать почти не знают». И никто «светлейшими очками» за их деятельностью следить не собирается…