«Стена плача» Гаврилы Романовича Державина

Jan 18, 2013 22:39


Ранее я писала о Г.Р. Державине, первой провинциальной газете «Тамбовские известия» ( № 1, № 2), мосте через речку Студенец в Тамбове, зданиях   гостиного двора nbsp; и   присутственных мест. Сегодня попытаюсь собрать все эти звенья в единую цепь.

Ушедший 2012 год для Тамбова был «знаменателен» тем, что 225 лет назад потерпели неудачу основные планы правителя Тамбовского наместничества Г.Р. Державина как градостроителя. В городе осталась память об устроенном им театре, типографии и первой провинциальной газете, праздниках и балах, народном училище и других культурных начинаниях, но, кроме моста через речку Студенец, никаких архитектурных сооружений от того времени сегодня не сохранилось. Однако главной задачей Державина-администратора являлось не поднятие светской культуры в местном дворянском обществе, а перепланировка наместнического и уездных городов по высочайше утвержденным (конфирмованным) планам, и, в первую очередь, строительство административных каменных зданий в Тамбове.

Как Петр I после восстания Булавина начал административную реформу, так и Екатерина II после Пугачевского бунта решила провести перестройку управления, основой которого должна была стать сеть городов с созданными в них органами дворянского и городского самоуправления.



Кладка Державинского моста из разнокаллиберного кирпича. Фото 19 июня 2012 г.




Арка Державинского моста в Тамбове. Фото 29 декабря 2012 г

В России того времени градостроение стало одним из главных элементов системы культурных ценностей, а ведущая роль в художественной жизни общества принадлежала архитектуре - «матери» всех видов искусств. Правительство принялось возводить публичные строения: здания присутственных мест, дома губернаторов и наместников, почтовые дворы, казармы; дворяне - здания Дворянских собраний, гимназий, институтов. Купеческое сословие стало строить гостиные дворы, конторы, богадельни; промышленники - фабрики и заводы.



Титульные листы книг 18 в. об архитектуре.
Декор окон из книги И. Лема "Опыт городовым и сельским строениям..." (СПб., 1785)

В XVIII веке Тамбов, как и все российские города, менял свой облик. Поскольку он терял свое оборонное значение, то в нем начали отмирать ставшие ненужными крепостные деревянные сооружения, что приводило к изменению городской структуры. После так называемой «областной» реформы, которая началась в стране в 1775 году, Тамбов стал перепланироваться, а по существу - формироваться заново. Сложение его нового лица, которое в общих чертах сохраняется до сих пор, началось именно при Г.Р. Державине. Однако жизнь и работа здесь была для него совсем несладкой. События развивались следующим образом.

Конфирмованный план города Тамбова 1781 года к началу 1786-го был поправлен другом Державина - архитектором Н.А. Львовым, который прислал сюда из столицы  каменных дел мастера - итальянца Лукини. Чтобы начать каменное строительство, необходимо было заготовить качественные материалы (известковый и бутовый камень, глину, песок, древесину) и построить «казенный» (государственный) кирпичный завод. Этим Державин и занялся сразу же по прибытии в Тамбов.



Д.Г. Левицкий. Портрет Н.А. Львова. 1789

В Тамбове к тому времени уже действовали небольшие частновладельческие кирпичные заводы. Так, купец Матвей Бородин дал обещание о поставке в 1787 году кирпича, который был у него в наличии и за который он получил предоплату (к весне  оставалось лишь подвезти материал к месту стройки). Но купец не выполнил договора и подвел Державина. Получив деньги за более чем 1 млн. штук кирпичей, Бородин поставил лишь 20-ю часть материала, да и то не годного к употреблению - плохо обожженного, некрепкого, ломанного. Державин тогда написал: «И ежели сие столь бесстрашное и явное похищение казны в основателе, можно сказать, по здешнему месту многих плутовств Бородине по законам строго не накажется, то я безнадежен произвесть здесь что-либо по­лезное».

К тому времени начальник Державина И.В. Гудович, генерал-губернатор Рязанский и Тамбовский, приказал правителю наместничества возводить в Тамбове каменный мост через Студенец. Поэтому весь имевшийся крепкий кирпич, несмотря на размеры, направили на это строительство.

Когда летом 1787 года стали выкладывать своды моста, началась вторая русско-турецкая война. Перед правительством встала необходимость сбережения средств, и осенью был издан указ, согласно которому финансирование построек в городах империи прекращалось. В то же время было велено прислать в столицу отчеты о тратах денег, планы административных зданий и сметы, чем Державин стал активно заниматься в надежде на продолжение работ. Причем если бы строительство в 1787 году все-таки началось, то деньги на достройку присутственных мест в Тамбове были бы выделены, и город сегодня имел бы совсем другой вид. Однако фундаментов зданий заложено не было, и, согласно документам, в 1788 году достраивался лишь мост.



В.А. Усачев. Дом губернатора в Тамбове. Фрагмент гравюры. 1799

После случившегося скандала с Бородиным, у Гаврилы Романовича дела пошли из рук вон плохо, а когда он, превысив должностные полномочия, устроил проверку в казначействе для того, чтобы не сорвать поставку хлеба в действующую армию, на него написали донос. В конце 1788 года из-за конфликта с местным чиновничеством, прежде всего с вице-губернатором М.И. Ушаковым, Державина сняли с должности главы наместничества, и отдали под суд.

Осторожный генерал-губернатор И.В. Гудович встал на сторону местной бюрократии. Вскоре Державин обвинил его в том, что срыв казенного строительства в Тамбове был связан с самоуправством Гудовича, который «получаемый кирпич приказал употреблять на строение чрез реку Студенец каменного моста, совсем по высочайше конфир­мованному плану не положенного». Державин добился суда над Бородиным, но для последнего всё обошлось без последствий.

Таким образом, сегодня в Тамбове свидетелем неудавшегося строительства при Державине являются открывшиеся фрагменты мостовой кладки из разноразмерного кирпича, который «поставил» купец Бородин. Они символизируют состояние дел того периода, представляя собой своего рода «стену плача» Державина, оказавшегося беспомощным перед местной безответственностью и коррупцией. Не в Тамбове ли он понял, что главным для обустройства России является не столько наличие хороших законов, сколько их исполнение? Может быть, с того времени начался его путь к должности генерал-прокурора Сената и первого в истории России министра юстиции?



В. Боровиковский. Портрет Г.Р Державина в мундире сенатора. 1811

Даже если в 2013 году не удастся получить для студенецкого моста статус памятника истории и культуры, то хотя бы можно проложить тропу к «стене плача» Державина, пока она еще доступна всеобщему обозрению, не замурована и не спрятана от людских глаз.



Державинский мост в Тамбове. Фото 25 декабря 2012 г.

События, которые я здесь описала, произошли 225 лет назад, и, конечно же, нравы местных чиновников с тех пор изменились…



Иллюстрация к стихотворениям Г.Р. Державина. 1862

Державинский мост, Лукини, Державин, Тамбов, Н.А. Львов, кирпичи

Previous post Next post
Up