В последнее время благодаря сохранившемуся в Тамбове роскошному особняку Асеевых, построенному по проекту Л. Кекушева, владелец дворца Михаил Асеев становится «нашим всем»: только о нем и говорят, только о нем и рассказывают, приписывая ему мыслимые и немыслимые благодетели. Конечно, глупо отрицать, что Асеев был человеком достойным, имеющим широкий ум, предпринимательскую жилку, хороший художественный вкус и сердце, склонное к благотворительности. Однако нельзя в превозношении человека переходить границы разумного, когда кроме него перестают кого-либо видеть и помнить.
В Тамбове жили многие купцы-благотворители, на средства которых строились богадельни, школы, училища, сиротские дома, храмы. Среди них - Андрей Михайлович Носов, которому и посвящена моя статья. Спасибо Евгении Твардовской!
Тамбовский купец тебе товарищ. Часть 2
"Хранители наследия" продолжают серию публикаций о создателях наследия - благотворителях и меценатах. Мы рассказывали
о купце Сапожникове, тратившем все свое состояние на родной Гороховец. А неделю назад -
начали разговор о тамбовских меценатах и благотворителях, много сделавших для своего любимого города. Здания, построенные ими, сегодня составляют историческую сердцевину Тамбова, формируют его самобытность. Вслед за родом Асеевых, вспомним об Андрее Михайловиче Носове и его наследии.
Марина Климкова (г. Тамбов)
Андрей Михайлович Носов
Уверен, что любое благотворительство с духа начинается.
Без чистых помыслов не может быть ни серьезного коллекционера,
ни настоящего мецената.
О
Савелий Ямщиков
Слово «благотворительность» произошло от слияния двух слов: «благо» (добро) и «творить» (делать). Благотворительствовать - делать добро, служить для других бескорыстно, заботиться о счастье ближнего.
Заставить человека делать добро невозможно. Принудительным способом можно добиться в лучшем случае того, чтобы он не совершал зла. Для доброго поступка обязательно необходима внутренняя потребность, которая рождается из чувства любви, сострадания, долга и чести. Наличие или отсутствие этих свойств души зависят от организации личности и культуры, что в свою очередь определяется врожденным характером и воспитанием. Поэтому деятельность Андрея Михайловича Носова (1814-1893/97), купца, Почетного гражданина города Тамбова, являвшегося во второй половине XIX века самым крупным местным благотворителем, нельзя рассматривать вне сложившихся к тому времени отечественных традиций, жизни его окружения, прежде всего семьи, и инициатив городской власти.
Комплекс бывшей носовской богадельни
Благодаря Андрею Носову в историческом центре Тамбова - в кварталах, прилегающих к Соборной площади, - появился своего рода благотворительный городок с богадельней из четырех каменных корпусов, Лазаревской церковью, странноприимным и ночлежным домами, лечебницей, приютами для мальчиков и девочек, ремесленным училищем, служебными постройками. Почти все эти здания служат городу до сих пор, поменяв, правда, свое назначение, а одна из улиц исторического центра Тамбова, в память о добрых делах купца-филантропа, с дореволюционного времени носит название Носовской.
Род купцов Носовых
Андрей Михайлович Носов принадлежал к купеческому роду, известному в Тамбове со второй половины XVIII века своим предпринимательством, общественной деятельностью и благотворительностью. К старшему поколению относились Авдей Леонтьевич Носов (около 1764-?), купецкий староста, заседатель гражданской и уголовной судебных палат в 1822-1834 годах, и его сын Дмитрий Авдеевич Носов (около 1785-?), владелец гостиницы.
Андрей Носов родился в семье Михаила Степановича Носова, который торговал щепным и мясным товарами, имел скотобойню, в 1820 году избирался в городскую Думу. В его доме царили традиции строгого воспитания, основанного на православной вере, христианском благочестии и труде. Сыновья Михаила Степановича Андрей, Николай и Иван получали домашнее образование, осваивая преимущественно грамоту, и с раннего возраста знали, что в будущем станут такими же торговцами, как их отец. Обычно в купеческих семьях мальчиков с семи-восьми лет начинали готовить к участию в семейном коммерческом предприятии, давая каждый день мелкие поручения, которые не только приносили помощь общему делу, но и способствовали усвоению ребенком практических знаний. Как правило, к 15-16 годам юноши становились самостоятельными предпринимателями, начиная зарабатывать на жизнь своим трудом. Андрей Носов в этом не был исключением. Немного повзрослев, он стал вести собственное дело, скупая за Волгой скот, откармливая его и перегоняя в Тамбовскую губернию для продажи или убоя. Таким способом, связанным с тяжелой работой и многими рисками, он постепенно сколотил значительный капитал и приобрел более шести тысяч десятин земли в Борисоглебском уезде Тамбовской губернии.
Носов вел разъездной образ жизни и всецело посвящал себя делу, поэтому, как свидетельствуют источники, не создал собственной семьи, в быту жил очень скромно, а заработанные средства использовал для развития коммерческого предприятия.
Носовская богадельня. Фото конца XIX века
Носовская богадельня
Первым благотворительным проектом Андрея Носова, осуществленным им совместно с купцами Ашурковыми, было открытие в конце 1860-х годов в Тамбове городской богадельни для мужчин и женщин - в приобретенном доме Н. Куприянова, что стоял на улице Дворцовой (ныне Советская) напротив Гостиного двора. В тот период Андрей Михайлович, подорвав непосильным трудом здоровье, тяжело заболел, осознал скоротечность времени и по христианскому обычаю для спасения души занялся благотворительностью. Богадельня стала содержаться на проценты от его капиталов, положенных на счет в государственный банк, а также на добровольные пожертвования других горожан.
Во дворе бывшей носовской богадельни
Один из бывших корпусов носовской богадельни
Следующие годы своей жизни Андрей Носов отметил очередными благотворительными проектами. Так, к 1872 году при тамбовской богадельне для ее обитателей он построил домовую каменную церковь, освященную во имя святого праведного Лазаря. Сначала в ней служили монахи Тамбовского Казанского мужского монастыря, затем открылся штат из двух человек - священника и псаломщика, для которых Носов построил дома. При Лазаревском храме был создан церковный детский хор, участвовавший в службах.
В 1881 году Носов открыл в богадельне приют для неизлечимых больных и странноприимный дом, в котором в год стали получать питание и ночлег около семи тысячи человек.
На средства Носова при богадельне был учрежден приют для девочек-сирот на 100 человек, в котором дети, обучаясь грамоте, рукоделию и ведению домашнего хозяйства, проживали на полном иждивении до 16-17 лет, после чего наделялись необходимой одеждой и небольшими деньгами для устройства самостоятельной жизни. Те барышни, которые по достижении совершеннолетия выходили замуж, в качестве приданного получали дополнительную сумму средств, что не могло не стимулировать создание семей.
К концу XIX столетия городская богадельня имела четыре каменных корпуса, перестроенных из купленных домов или полностью построенных Носовым, храм и отдельные здания, расположенные на участке городской земли в 9780 десятин (ныне комплекс зданий на ул. Советской, 112).
Бывший приют Носова для мальчиков-сирот
Носовское реальное училище
В начале 1880-х годов город Тамбов испытывал дефицит профессиональных рабочих кадров. Для их подготовки городская Дума создала ремесленные мастерские для детей-сирот, но содержать их не смогла. На помощь делу пришел Андрей Носов, выделив на содержание 40 тысяч рублей и 540 десятин земли. Впоследствии ремесленные мастерские были преобразованы в училище, которое с 1889 года стало называться Носовским. Курс обучения в нем был рассчитан на 6 лет, в результате чего воспитанники получали профессии слесаря, токаря, литейщика, столяра. До 1917 года училище содержалось на оставленные средства Андрея Носова.
В 1889 году Носов построил приют для мальчиков-сирот, в котором дети всех сословий проживали до возраста 14 лет на полном иждивении, обучаясь по программе церковно-приходской школы. В 1892 году это учреждение было переведено в выстроенное Носовым новое здание при ремесленном училище, в которое и поступали выпускники приюта. В том же году здесь были построены дома для мастерских - литейной, столярной, кузницы. Сегодня в угловом здании располагается один из корпусов Тамбовского политехнического техникума им. М.С. Солнцева (ул. К. Маркса, 153).
Строительство храмов и городское благоустройство
В 1893 году городская управа начала благоустраивать сквер, разбитый на месте укреплений тамбовской крепости, перед зданиями ремесленного училища и окружного суда на улице Долгой (ныне К. Маркса), где располагались мелкие лавки, торговавшие съестными припасами. Андрей Носов организовал сбор пожертвований для благоустройства этого и других мест города - для мощения дорог, посадки деревьев и разбивки цветников. За эти и другие труды сквер близ реального училища был назван именем А.Н. Носова (ныне носит имя Героя Советского Союза В.С. Петрова).
Носовский сквер
Представители купеческого сословия были главными вкладчиками денег в городское строительство - гостиных дворов, богаделен, больниц, храмов, часовен. Помимо перечисленных зданий, Андрей Носов оплатил ¼ стоимости работ на возведение Христорождественского собора на Базарной площади (снесен в 1930-е годы).
В 1892 году городская Дума присвоила А.М. Носову звание Почетного гражданина города Тамбова. О его благотворительной деятельности было доведено до сведения императора Александра III, который, как говорят источники, на докладе собственноручно начертал: «Весьма похвально». За филантропию Носов имел награды: два ордена 3-й степени - святых Анны и Станислава.
Андрей Носов похоронен на Воздвиженском кладбище города Тамбова.
Борисоглебский носовский монастырь
Носовский монастырь
Перед смертью Андрей Носов завещал свою землю в Борисоглебском уезде и часть капитала для основания и строительства мужского монастыря. Его воля была исполнена в 1908 году, когда близ деревни Туголуковка Борисоглебского уезда (ныне село Демьян Бедный Жердевского района Тамбовской области) был открыт Борисоглебский Носовский Преображенский мужской монастырь.
Монастырский комплекс был возведен на высоком берегу реки Карачан по проекту тамбовского епархиального архитектора В.Н. Фреймана. Он состоял из храма, трех жилых корпусов (в одном из них была домовая Серафимовская церковь) и хозяйственных построек.
Братский корпус Борисоглебского монастыря
Монастырь управлялся игуменом, а содержался на доходы от аренды земли (870 десятин) и проценты с капитала в 250 тысяч рублей. К 1918 году, к моменту закрытия монастыря, в нем проживали 11 человек.
После упразднения Носовской обители в ее зданиях размещалось исправительно-трудовое учреждение. В 1950-х годах постройки переоборудовали под дом культуры, спортивный зал местной школы и жилые помещения.
С середины 1990-х годов в сохранившемся здании бывшего братского корпуса монастыря был возрожден приходский храм во имя преподобного Серафима Саровского.
Не построил себе дворца каменного
В каком из домов города Тамбова жил купец Андрей Носов, доподлинно неизвестно. Сегодня комплекс зданий на улице Советской имеет статус объекта культурного наследия регионального значения. На главном доме ныне висит памятная доска с текстом: «Комплекс зданий городской богадельни и лечебницы…» Дату постройки относят ко времени учреждения заведения в 1868 году.
Однако, вопреки существующему ныне мнению, это здание не было возведено Андреем Носовым. Более 80 лет ранее этот участок земли в 1-м квартале города Тамбова получил под свою усадьбу купец Матвей Алексеевич Малин, который, как свидетельствуют архивные документы, выстроил здесь каменное жилое здание с двумя флигелями. В перестроенном виде оно сохраняется до сих пор, входит в комплекс Носовской богадельни и может считаться одним из самых старых каменных жилых строений города Тамбова. (При доме сохранился один левый флигель, а на фундаменте второго - возведена Лазаревская церковь). Очевидно, эти постройки были приобретены у Малиных Купреяновыми, а потом куплены и перестроены Андреем Носовым.
О том, что первоначально на этом месте строил свой дом Матвей Малин, свидетельствуют архивные документы Государственного архива Тамбовской области. К ним приложен план 1-го квартала Тамбова 1783 года с указанием местоположения усадьбы: «Купцу Матвею Малину, по требованию его, усадебное место отвесть в квартале, назначенном под каменное строение, две пропорции 3 и 4, подвернув строение лицом на Дворцовую площадь, мерою 25 сажень, а в глубину 40 сажень, обязав при том его, Малина, подпискою, да б он на том месте построил по прожектированному фасаду… каменный дом и начал нынешним летом, окончив оное в положенное время…»
М.А. Малин владел суконными фабриками в деревне Большая Богословка (ныне часть города Рассказово) и в Москве, поставляя сукно для армии. Московская фабрика сгорела в 1812 году, а тамбовская стала давать владельцу основной капитал. Известно, что рядом с фабрикой Малин построил больницу для рабочих, а в Тамбове на его деньги был сделан иконостас верхней церкви кафедрального Спасо-Преображенского собора. Род М.А. Малина в Тамбове прервался в середине XIXвека, но многие тамбовские купцы были связаны с ним семейными узами. Как известно, крупнейшая в России суконная фабрика стала принадлежать внучке Матвея Матвеевича Малина - Вере Яковлевне Рагозе (урожденной Тулиновой).
Улица Носовская, декабрь, 2015 год
Таким образом, в тамбовском купеческом сословии издавна существовали традиции благотворительности, а самым крупным филантропом можно по праву считать А.М. Носова, истратившего из собственных своих капиталов на помощь сиротам, больным и немощным людям огромную сумму денег - около 4 миллионов рублей. Из всех построек, которые он возвел в Тамбове, сегодня лишь Лазаревская церковь продолжает использоваться по назначению, предназначенному ей ее строителем.
Историческая справка. Истоки благотворительности в России уходят вглубь веков, когда при монастырях и приходских церквах открывались богадельни для нищих, калек и бездомных. В 1551 году Стоглавый собор указал на необходимость упорядочить эту деятельность, что попытался осуществить Петр I. Однако общая организация благотворительности началась лишь при Екатерине II, положившей в 1763 году начало воспитательным домам. В 1775 году в состав губернской структуры России были введены особые службы - приказы общественного призрения, в ведении которых находились благотворительные общества, учреждения медицины и образования. Во время реформы 1864 года появились земские учреждения, создававшиеся для руководства строительством и управлением больниц, школ, дорог, продовольственным делом, для налаживания системы поземельного кредитования и прочего. Надзор за этой деятельностью на местах возлагался на губернаторов и градоначальников.
К концу XIX века в России было разработано законодательство, регулировавшее филантропическую деятельность. Закон запрещал принимать пожертвования от лиц, которые могли быть заподозрены в заинтересованном отчислении средств - для легализации незаконных доходов или получения наград от правительства. В уставе об общественном призрении говорилось: «При пожертвовании от частных людей должно обращать внимание на поведение и прежний образ жизни лица приносящего, не был ли и не состоит ли под судом и следствием». Проверкой «чистоты» благотворителей занималось Министерство внутренних дел. Земские учреждения, принимая пожертвования от частных лиц, были обязаны публиковать информацию о них в специальных ведомостях. Таким образом, государство стремилось держать под контролем частную филантропическую инициативу, ориентируясь на открытость и гласность.
К 1896 году в городах Тамбовской губернии насчитывалось семь благотворительных обществ, которые оказывали материальную помощь бедным и неспособным к труду лицам. В тот период такой помощью воспользовались более 1000 человек.
Современные фото: Марина Климкова
Источник:
Хранители наследия