Тамбовский купец тебе товарищ. Часть I

Dec 05, 2015 13:07





Кто и как создавал памятники архитектуры, которыми мы сегодня восхищаемся

Евгения Твардовская
Даже те, кто никогда не бывал в Тамбовской губернии, знают из материалов нашего сайта, что есть там и Державинский мост, против застройки которого воюют градозащитники, и Дворец Асеевых, ставший модерновой жемчужиной Тамбова, и Дом Асеевых в Рассказове - с не определенным пока будущим, но уже отреставрированный. Пришло время рассказать не только о судьбах этих замечательных памятников, но и об их создателях, которые, как нетрудно догадаться, были людьми предприимчивыми, богатыми, но при этом денег на благотворительность и строительство не жалели. «Хранители Наследия» вместе с тамбовскими коллегами подготовили несколько публикаций. Первая из них - о роде Асеевых.




Род Асеевых: быль и небыль

Купеческая династия Асеевых вышла из крестьян и является легендарной в буквальном смысле слова.

Примерно в середине XIX века в селе Рассказово, что под Тамбовом, появились два брата - Тихон и Василий Асеевы. Их отцом был Агафон Асеев - выходец из крестьян Усмани. Привлекло Рассказово Тихона и Василия своими широкими ярмарками, богатыми базарами. На них съезжались купцы не только с близлежащих сёл, но и из соседних губерний; там можно было заключить выгодную сделку и с купцами, и с фабрикантами.

Поначалу Тишка и Васька занимались мелкой торговлей вразнос по сёлам - торговали иголками, булавками, нитками, лентами, тесьмой, белилами, леденцами.

Согласно материалам «Энциклопедии купеческих родов», в 1854 году братья приобрели суконную фабрику в Арженке (село Рассказово Тамбовской губернии). Собственность и оплаченное гильдийское свидетельство дали Асеевым право именоваться купцами второй, а позже - I-й гильдии. Они отличались необыкновенной работоспособностью, трудясь на фабрике даже в церковные праздники. По семейной легенде, были награждены императором чугунными шляпой и лаптями.

Откуда у простых коробейников взялись деньги на фабрику? Одна из версий говорит о том, что Асеевы нашли клад разбойника Кудеяра, и таким образом разбогатели. Эта легенда даже легла в основу многотомного романа «Ярмарка» тамбовца Евгения Анатольевича Яковлева (1938 - 2008). Откуда же на самом деле идет бухгалтерия асеевского рода - доподлинно неизвестно.

Впрочем, основными героями нашего рассказа будут сыновья Василия и Тихона - это Михаил Васильевич и его двоюродный брат - Василий Тихонович, третье поколение Асеевых.



Михаил Васильевич Асеев после окончания Тамбовской гимназии и получения аттестата зрелости, поступил на медицинский факультет Московского университета. Там он знакомится с однокурсником Антоном Павловичем Чеховым, который, как считается, но чему нет документальных подтверждений, через несколько лет гостил в доме Асеевых в Тамбове и почтил своим вниманием Рассказово. После окончания университета Михаил Васильевич получает звание лекаря и уездного врача и возвращается в родное село. Через некоторое время он встанет во главе созданного им «Торгового Дома братьев Михаила и Василия Асеевых», а еще через несколько лет, уже окрепнув материально, женится на дочери тамбовского купца Марии Никаноровне Протопоповй, от которой у него родилось 8 детей.



Тем временем его компаньон и брат Василий, также купец I-й гильдии, получил прекрасное образование, разбогател. Имея во владении 2 тысячи десятин земли, удачно женившись, он практически удвоил своё благосостояние: в приданое за его женой давались леса и около 1,5 тысячи десятин земли.



Братское производство

Итак, братья вместе постоянно усовершенствовали и расширяли суконное производство (у них также была фабрика в Моршанске и в Любичах под Уметом, винокуренный завод в Алексеевке, в Саратовской губернии - овчарни, а еще конезавод в Арженке), в результате вывели его в ряд крупнейших поставщиков российской армии: шинели из рассказовского сукна держали тепло и не пропускали дождь и снег. "Торговый дом братьев Асеевых" завоевал известность как на российском, так и на зарубежных рынках. Ассортимент был очень широк: бобрик, шинельное, мундирное сукно, тонкое сукно, драп и даже царское сукно.



Растущее благосостояние дало возможность развивать семейное дело и вести строительство - как для себя, так и для общества. Конечно, вершиной архитектурного наследия Асеевых являются два дворца архитектора Льва Кекушева - в Тамбове и в Рассказове. Что касается времени строительства, то в открытых источниках нет точных архивных данных. Рассказовский дом кто-то датирует 1902 годом, кто-то 1906-м. Тамбовский - 1906 годом.



Дом Асеевых в Рассказове в процессе реставрации. Фото АУИПИК
Итак, дом в Арженке возводит Василий Асеев. Он обильно декорирован как внутри, так и снаружи: с росписями на стенах, каминами из натурального камня, с богатой отделкой и лепкой из позолоты. Опять-таки по неподтвержденным данным, строительство обходится в 6 млн рублей, невиданную по тем временам сумму. На территории усадьбы располагалось множество хозяйственных построек, частично сохранившихся: розарии, оранжереи, Екатерининская церковь, водонапорная башня. Вокруг дворца был разбит парк с фонтанами и редкими южными породами деревьев. Высаживается и фруктовый сад. Недалеко от дома возводится конезавод с манежем.





Внутренняя отделка дома Асеевых в Рассказове
Есть версия, что столь изысканно отделанный особняк практически сразу после постройки Асеев определяет под приют для детей, родители которых пострадали на фабрике. Ежегодно на его содержание выделялось 6 тысяч рублей. Эта версия выглядит не слишком убедительной, так как непонятно, зачем дом был так роскошно отделан? А если приют там изначально все-таки не планировался, то почему вдруг понадобилось его срочно устраивать?

В любом случае пожить там Асеевым пришлось недолго: грянула революция. После нее во дворце были и колония для малолетних, и дом отдыха, и школа, в 1990-х - детский сад. Когда госучреждения съехали, дом оставался бесхозным и разрушался до недавнего времени. Сейчас там реализуется проект конно-спортивной базы отдыха, дворец отреставрирован.

Ну, а с 1906-го года и доныне набережную реки Цны в самом Тамбове украшает великолепный дворец Михаила Асеева. Он также был создан по проекту московского архитектора Льва Кекушева.



Дворец Асеева в Тамбове после реставрации

Столичный масштаб, тонкая деталировка, декоративное разнообразие, а также высокое качество исполнения были беспрецедентны. Построенный в стиле модерн, с оригинальными фасадами и эксклюзивными интерьерными решениями, дом и сейчас поражает своей оригинальностью, нестандартностью и изяществом.
Тамбовский особняк М. В. Асеева - одно из самых насыщенных декором произведений Льва Кекушева. Это целостный ансамбль фасадов и интерьеров с уникальными элементами, созданными по эскизам архитектора: тонкая лепнина, фрески, горельефы, оригинальные панно, осветительная арматура, встроенная мебель, деревянные полотна отделки и т. д. Прилегающая городская территория была благоустроена за счёт Михаила Васильевича: замощены улицы Набережная, Варваринская (Первомайская), Солдатская (Тельмана), 1-я Комендантская (Гоголя). На территории усадьбы также был не сохранившийся до наших дней дом с участком, принадлежавший талантливому художнику-портретисту Н.М. Шевченко, его еще называли «тамбовским Крамским». М. В. Асеев оказывал всестороннюю поддержку Н. М. Шевченко, их связывала крепкая дружба и увлечение охотой.

Тамбовскому дому Асеевых повезло больше, чем рассказовскому. Там всегда находился кардиологический санаторий, так что дворец неплохо сохранялся.

Но еще до всей этой роскоши, с 90-х годов XIX века Асеевы вели широкое и планомерное строительство в Рассказове и Тамбове для общественных нужд.



Суконная фабрика Асеевых в Рассказове

Сначала школы и больницы - потом дворцы
Ещё не существовало шикарных особняков Асеевых, а при фабрике уже была устроена больница для рабочих. Заведовал ей Михаил Васильевич. Несколько лет ведущим врачом там работал однокурсник Чехова и Асеева Александр Иосифович Пэтен (потомок пленных французов от Отечественной войны 1812 года). Примерно в это время при фабрике был построен приют для детей-сирот, школа грамоты, церковь. Было создано Общество потребителей с прекрасно обставленной лавкой.

А вот одно из самых последних деяний Асеевых - это возведение Народного дома при фабрике для культурного просвещения рабочих. Там давались театрализованные представления с декорациями, а также выступал оркестр. В 1917 году в театре фабрики Асеевых состоялся концерт пианистки Екатерины Ивановны Полторацкой, хора и оркестра Асеевых. Сбор средств поступил в пользу Совета рабочих и крестьянских депутатов.

Асеевы также имели самое непосредственное отношение к реставрации некоторых памятников городской истории в Тамбове.



Начало этой деятельности было положено в 1890 году, когда правление Тамбовской духовной семинарии предложило Василию Тихоновичу Асееву занять должность старосты семинарской церкви во имя Кирилла и Мефодия. Через четыре года ректор семинарии обратился к Тамбовскому епископу Александру с представлением В. Т. Асеева к награде золотой медалью, так как Асеев содействовал благолепию семинарского храма "вещами и деньгами всего около 2 000 рублей".

В январе 1895 года тамбовскому купцу первой гильдии В.Т. Асееву была вручена медаль на Станиславной ленте, а он внес за нее в местное казначейство семь рублей пятьдесят копеек.

В 1896 году В. Т. Асеев заново отделал семинарский храм, употребив на это более 2 000 рублей, и снова был представлен к награде орденом Св. Анны третьей степени.

Его младший брат, Михаил Васильевич, с февраля 1892 года был избран почетным блюстителем семинарии по хозяйственной части. За четыре года на нужды семинарии он пожертвовал более 2500 рублей. На средства Асеева был перестроен семинарский храм: устроены кафельные печи, стены отделаны под мрамор, позолочен иконостас и подновлен купол. Алтарь и престол были отделаны тонким арженским красным сукном, а пол в церкви застелен плотным серым. За эти работы Асееву и был пожалован 6 декабря 1897 года орден Св. Станислава 3-й степени на Станиславной ленте для ношения «на шее».



Михаил Асеев также был старостой Варваринской церкви в Тамбове и почётным членом "Варваринского братства", имевшего целью оказание помощи бедным прихожанам, Асеев выделял деньги на содержание храма, дарил книги для церковной библиотеки, содержал церковно-приходскую школу.

Весьма многочисленными были также общественные обязанности Михаила Васильевича: он был почётным попечителем Тамбовской мужской гимназии, попечителем Тамбовского Дома трудолюбия, где обучались сироты, старостой Александро-Невской церкви при мужской гимназии, почётным смотрителем Толмачёвского училища, членом правления Купеческого клуба в Тамбове, членом дирекции Тамбовского отделения Русского музыкального общества.

Немало сделал М.В. Асеев для города, будучи избранным гласным Тамбовской городской Думы, возглавляя финансовую, водопроводную комиссии, занимаясь проблемой замощения улиц. В годы первой мировой войны Михаил Васильевич предоставил свой доходный дом в Тамбове под инфекционный лазарет для солдат.

Как мы видим, деятельность Асеевых была широка и многообразна. Она была высоко оценена: так Михаил Васильевич был награждён орденами св. Анны III степени, имел чин действительного статского советника, в 1915 г. за заслуги перед Отечеством ему было пожаловано дворянское звание. Тамбовская городская Дума избрала Михаила Васильевича Почётным гражданином города Тамбова.

Наконец, государь пожаловал ему потомственное дворянство указом 18 марта 1915 года: «Во внимание к выдающейся благотворительной и общественной деятельности тамбовского 1-й гильдии купца действительного статского советника Михаила Васильевича Асеева, всемилостивейшее возводим его, Асеева, с женою Марией Никаноровной, сыновьями Михаилом и Александром и дочерьми Марией, Софьей, Надеждой, Раисой и Марфой в потомственное дворянское Российской империи достоинство!»

Новое время - старые легенды

Благополучное существование и семьи, и семейного дела было прервано с приходом в Тамбов в 1918 году советской власти. Национализация началась с фабрик Асеевых, и стало ясно, что оставаться в родном городе просто небезопасно. Семья Михаила Асеева (два его сына, пять дочерей и супруга) выехали сначала в Москву, а затем заграницу. Что стало с остальными ветвями рода доподлинно неизвестно.



В 1921 году выяснилось, что Михаил Асеев якобы становится лидером русских белых эмигрантов в Англии. Это указывает на его большой авторитет и популярность в русской революционной эмигрантской среде. Но дальше, к сожалению, следы Асеева теряются. Говорят, что в 1960-е годы из США приезжала внучка Михаила Васильевича - Ольга. Чтоб не ударить в грязь лицом, ради нее даже заасфальтировали дорогу Тамбов-Рассказово. А в середине 80-х годов XX века, когда началась перестройка, в Тамбовский обком партии вроде бы поступало предложение от одного богатого человека из Канады о выделении им денежных средств на ремонт особняка, вроде бы даже это был внук Асеева. Он поставил условие: после восстановления в усадьбе должен быть открыт музей. Но тогда партийные руководители не взяли на себя смелость принять этот дар.

И все-таки сегодня оба дворца Асеевых - и тамбовский, и рассказовский -отреставрированы. Как известно, дом в губернском центре теперь - музей, в Арженке, видимо, будет гостиница с конным комплексом. А вот почему такие трудные, но все же счастливые судьбы у этих зданий? Есть легенда и на этот счет.

В усадебном парке в Тамбове растет реликтовый дуб, которому в этом году стукнуло 217 лет. Считается, что он исполняет любые добрые желания, если очень попросить. Может быть, кто-то загадал, чтобы оба дома возродились, спустя почти сто лет после своего создания.



У асеевского дуба в апреле 2015 года

Использованы материалы сайтов: https://tackk.com/g6yjwq,https://rascras.wordpress.com/aseev/

Источник: Хранители наследия

Спасибо Евгении Твардовской за последнюю фотографию, которую она сделала во время нашей прогулки по асеевской усадьбе после конференции в апреле этого года. На ней запечатлены мы, стоящие у легендарного дуба.

благотворительность, Асеевы, культура, Рассказово, охрана памятников, Тамбов, архитектура

Previous post Next post
Up