Сегодня рассказывала Людмиле Марченко, журналисту телекомпании «Новый век», об особенностях храма Воскресения Христова усадьбы дворян Воейковых Старая Ольшанка. Эта церковь выделяется среди церковных построек оригинальностью, а сегодня выглядит даже авангардно. Однако новаторство проектировщиков заключалось, как ни странно, в обращении к традициям древнерусского зодчества, которые к XIX веку оказались забытыми.
Пока материал не ушел из памяти, законспектирую его здесь, тем более что для иллюстраций сохранились неиспользованные фотографии Ольшанки, которые были сняты в этом году во время
поездки с московскими туристами. Кстати, в тот же день в Ивановке приобрела
книгу М. Некрасова «Поленовы на тамбовской и саратовской земле», в которой опубликовано много архивного материала по истории усадьбы.
Поселение Ольшанка Борисоглебского уезда упоминается в документах со второй половины XVIII века, когда принадлежало двум помещикам - Хрипунову и Кретову. В тот период в нем была построена деревянная Богородицкая церковь, поэтому, получив статус села, оно имело и другое название - Богородицкое.
Один из первых владельцев имения, генерал-поручик Василий Кретов, известен тем, что стал первым в Тамбовской губернии губернским предводителем дворянства.
В 1811 году вся Ольшанка стала принадлежать Хрипунову, выкупившему ее вторую часть у другого владельца.
Род Хрипуновых связан с известнейшей фамилией Львовых: одна из представительниц семьи Хрипуновых была замужем за отцом известного архитектора Николая Александровича Львова, друга Гаврилы Романовича Державина. Когда последний занимал должность главы Тамбовского наместничества, в переписке со Львовыми упоминал и Хрипунова, владевшего Ольшанкой.
Поскольку Хрипунов не имел детей, то его тамбовское имение перешло по наследству племянникам - Львовым и Хомутовым, между которыми из-за Ольшанки возникла судебная тяжба. В связи с этим Николай Львов подавал прошение на имя Державина, имевшего тогда должность министра юстиции, с просьбой завершить затянувшееся разбирательство, вынеся справедливое решение.
Державин и Львов были не только друзьями, но и родственниками, женатыми на родных сестрах Дьяковых. Когда супруги Львовы скончались, то двух их дочерей-сирот взяли на воспитание Державины. Одна из них, Вера Николаевна, познакомилась в доме Державиных с героем войны 1812 года, 35-летним генералом Алексеем Васильевичем Воейковым, за которого вышла замуж, получив приданое тамбовскую Ольшанку.
В 1815 году Воейков получил отставку от службы и со следующего года поселился с семьей в усадьбе при селе Ольшанка. Здесь росли его дети: Мария, Леонид, Алексей.
Д. Доу. Портрет А.В. Воейкова. Не позднее 1825 годаВ 1825 году Алексей Воейков скончался, а в 1843 году вдова Вера Николаевна заложила новый каменный храм во имя Воскресения Христова, который мыслила памятником супругу. В тот год она отмечала две важные даты: 30-летие замужества дочери Марии Алексеевны за Дмитрием Васильевичем Поленовым, и 65-летие со дня рождения мужа.
И. Крамской. Портрет В.Н. Воейковой. 1867
Новый храм для ольшанской усадьбы спроектировали живописец Константин Антонович Молдавский, автор росписей Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, и архитектор Роман Иванович Кузьмин, преподаватель Академии художеств, специалист в области античной и византийской архитектуры, автор проекта Павловского собора в Гатчине.
За основу плана Воскресенского храма был взят шестиугольник. К шестигранному объему присоединены три небольших помещения: алтарная часть и две колокольни, крытые шатрами.
Из статьи И.Ю. Поздняковой
Сегодня такое решение выглядит необычно и оригинально. Однако ему находятся аналоги в древнерусской архитектуре - в деревянном и каменном зодчестве. Так, например, на Руси существовала традиция строительства из дерева шестигранных храмов и колоколен, напоминавших сторожевые башни, которые сохраняются и поныне.
Богоявленская церковь (XVI в.) в селе Пянтег Пермского края.
Фото Леонида Варламова
Церковь Иоанна Златоуста (1665) в селе Саунино Архангельской области.
Фото отсюда:
http://gustur.ru/dost/cerkov-ioanna-zlatousta-rossiya-kargopol.htmlъВ качестве примера каменного церковного здания, близкого по плану Воскресенскому храму в Ольшанке и самому принципу компоновки объемов, можно привести знаменитую церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове (Коломенское; ныне территория Москвы). Она представляет собой шестигранный столп, к которому с четырех сторон присоединены четыре небольших объема, завершенные главками.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (1547) в Дьякове.
Фото Александра Качалина
Таким образом, то, что сегодня в облике ольшанского храма кажется новаторством, на самом деле является продолжением традиций в архитектуре.
После победы в Отечественной войне 1812 года, в связи с национальным подъемом, в России стали обращаться к искусству Древней Руси - изучать его, использовать в разных областях современной жизни, искать свой собственный «русский стиль». В русле именно этих явлений и стоит рассматривать опыт Р.И. Кузьмина и К.А. Молдавского, спроектировавших храм Воскресения Христова в Ольшанке.
В XIX веке в России изучали и пытались возродить технологии старых видов изобразительного искусства. Среди них - традиции керамики, которая ранее украшала фасады храмов. В числе керамического убранства были даже иконные образы.
В Ольшанке тоже решили сделать для наружных стен храма и часовни керамические образы. В 1882 году, как свидетельствуют письма, владелец усадьбы Леонид Алексеевич Воейков заказал своей родственнице Елене Дмитриевне Поленовой, сестре художника, выполнить два цветных рельефа - Спаса Нерукотворного и Казанской иконы Божией Матери, которые были доставлены в Ольшанку в 1884 году. Сегодняшнее их местоположение неизвестно.
Спас Нерукотворный. Керамическая икона
Борисоглебского собора в Старице (XVI в.)
Распятие с предстоящими. Керамическая икона
Борисоглебского собора в Старице (XVI в.)
Здесь и далее - Воскресенский храм в Старой Ольшанке. Фото 19 июля 2015 года