О художнике Федоре Васильеве (1850-1873)

Aug 25, 2015 23:05

Из лекций Николая Николаевича Третьякова:

«Романтизм Федора Васильева выражается не только в сюжетах. Особенности его творчества, как романтика, проявляются еще и в понимании художественной композиции как движения, поэтому его работы не похожи на саврасовские, даже когда берется один и тот же сюжет. Васильев всегда передает реальное движение дороги, или, скажем, корабля, барок, плывущих по воде, парохода. Васильев понимал пейзаж в непрерывном движении света, цвета, всей композиции, а Саврасов тяготел, и не он один, к другой форме более статичного пейзажа. Например, в картине «Грачи прилетели» как будто бы есть движение птиц, но, в общем, композиция имеет созерцательный, статический характер, как и многие другие работы Саврасова.



В понимании движения сказывался, конечно, темперамент, склад характера художника. Федор Васильев, несомненно, был очень впечатлительным, эмоциональным, нервным мальчиком, потом юношей, что чувствуется по его запискам и письмам. Например, в 1869 году он описывал свои впечатления от путешествия по железной дороге - впечатления от природы, увиденной из окна движущегося поезда. Он сообщал, что всем наслаждался, всему сочувствовал и удивлялся, что все для него было ново. Васильев говорил, что никогда не видел столько скота, птиц, никогда не испытывал такого чудного впечатления дороги, именно «чудного». Он наблюдал, как  двигается, лениво переступая, обоз, как перед взором открылось озеро, заросшее камышами, как из угла рощи вдруг выплыла деревня и приковала к себе все внимание. Все эти ветлы и избы, скот и люди, по словам Васильева, складывались в его сознании в полные жизни и силы картины. Аналогичные образы находим и в этюдах художника, в его довольно многочисленных живописных, графических работах, которые исполнялись в Петербурге, окрестностях, на Валааме, а потом в Тамбовской губернии, куда он выезжал по приглашению своего богатого покровителя, мецената графа П.С. Строганова».

Работы Ф. Васильева отсюда



Ф.А. Васильев. Мокрый луг. 1872. ГТГ





Ф.А. Васильев. Возвращение стада. 1868



Ф.А. Васильев. Деревня. 1869



Ф.А. Васильев. Вид на Волге. Барки. 1870



Ф.А. Васильев. Волжские лагуны. 1870



Ф.А. Васильев. После дождя. Проселок. 1867-1869



Ф.А. Васильев. Болото в лесу. Осень. 1871-1873



Ф.А. Васильев. Оттепель. 1871



Ф.А. Васильев. В Крымских горах. 1873

Николай Третьяков о Саврасове: "Вся природа представляется... одухотворенной стихией света"
О пейзаже
О том, как мыши царя хоронили, как слоны по России путешествовали и о другом
О людях, с которыми посчастливилось встретиться: Н.Н. Третьяков
Получила книгу Н.Н. Третьякова
Суриковский институт: Вечер памяти Н.Н. Третьякова (часть 1)
Суриковский институт: Вечер памяти Н.Н. Третькова (часть 2)

МГАХИ им. В.И. Сурикова, Третьяков Н.Н., книги, живопись

Previous post Next post
Up