С 22 января вступили в действие поправки в Федеральный закон о наследии

Jan 26, 2015 12:42




Госохрана на нелегальном положении?
26.01.2015
Константин Михайлов

26 января в комитете по культуре Совета Федерации состоятся очередные слушания на тему жизни по обновленному федеральному закону о наследии, вступление которого в силу с 22 января заранее вызывало опасения инвесторов и руководителей региональных органов охраны памятников…

Статья 10 обновленного закона о наследии гласит, что меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия осуществляют органы исполнительной власти либо структурные подразделения высших исполнительных органов власти субъектов РФ, «не наделенные функциями, не предусмотренными настоящим Федеральным законом».

…региональные органы охраны наследия с 22 января должны быть самостоятельными структурными единицами, не входящими в состав иных управлений либо департаментов. И эти органы должны быть специализированными, не исполняющими каких-либо иных функций.

…в подавляющем большинстве субъектов РФ таких органов нет…

По состоянию на 1 января 2015 года, самостоятельные и специализированные департаменты, управления, комитеты и службы по охране культурного наследия имели всего лишь 19 регионов РФ… На остальной территории России региональные органы охраны наследия входили, как правило, в состав министерств, департаментов или управлений культуры. Во многих регионах уполномоченные в области охраны наследия органы власти занимались попутно образованием, наукой, архивным делом, туризмом, искусством и культурной политикой…

В 2015 году, по мере приближения «роковой» даты 22 января, самостоятельные органы исполнительной власти по охране наследия были созданы в Вологодской области и Красноярском крае. Эти регионы пополнили, таким образом, статистику «законопослушных»…

Логично было бы ожидать, что накануне 22 января профильное федеральное Министерство культуры выпустит публичное официальное разъяснение о жизни по обновленному закону в тех регионах, где нет соответствующих требованиям его 10-й статьи органов охраны наследия. Однако оно этого не сделало.

…неофициальные консультации в федеральных органах власти позволяют «реконструировать» их позицию по этому проблемному вопросу. Она приблизительно такова.

Да, нормы 10 статьи «носят императивный характер» и подлежат неукоснительному исполнению. Однако закон не устанавливает при этом и прямого запрета на деятельность не специализированных региональных органов охраны наследия.

И всем понятно, что создать их в одночасье невозможно, ведь есть еще и «бюджетный процесс», который не мог предусмотреть принятия в октябре 2014 года обновленной версии федерального закона. Поэтому «есть мнение» предоставить регионам возможность создавать специализированные органы охраны наследия в течение всего 2015 года, разъяснив им, что отсутствие таковых есть нарушение федерального закона.

Что же касается повседневной деятельности по госохране объектов культурного наследия, то ныне существующие региональные органы должны ее по-прежнему осуществлять, «включая государственный надзор и административную практику». Поскольку необходимо соблюдать базовый правовой «принцип непрерывности исполнения властно-распорядительных полномочий органами государственной власти всех уровней». Проще говоря, властное полномочие не может раствориться в пространстве, что подтверждено решениями Верховного Суда…

В общем, наступил такой замечательный переходный период, когда тот, кто хочет работать, будет работать, а тот, кто не хочет - будет искать причины, по которым он не может работать.

…законодатель далеко не случайно установил трехмесячную паузу между принятием обновленного закона и его вступлением в силу. Несомненно, он надеялся, что этот срок федеральные и региональные органы власти используют для того, чтобы встретить 22 января во всеоружии...

Полностью в источнике.

охрана памятников в России

Previous post Next post
Up