«Любя дышать свободно…»

Jan 03, 2015 23:15


А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище…
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей...



Здесь и далее: Д.А. Белюкин. Иллюстрации к роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Исследователи  отмечали, что А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» вложил в уста своей героини Татьяны Лариной определение главных ценностей дворянской усадьбы, отобранных и осознанных русской культурой: дом, книги, сад, погост. В образной форме они характеризовали полноту усадебной жизни с особым устройством дома и состоянием души, со стремлением человека к природе, уединению, творчеству. Этот уклад противопоставляется суете, моде и блестящей фальшивости высшего света, который воспринимается как «маскарад» и «чад».




Идея бегства от «света» под «тихий кров» усадьбы высказывалась разными поэтами. Г.Р. Державин, государственный чиновник и поэт, восклицал в стихотворении «Евгению. Жизнь Званская» - своего рода «оде вольности» и «гимне усадебного счастья»:

Возможно ли сравнять что с вольностью златой,
С уединением и тишиной на Званке? -
То же настроение звучит в стихотворении Н.М. Карамзина «Мысли об истинной свободе»:

А мы, любя дышать свободно,
Себе построим тихий кров
За мрачной сению лесов,
Куда бы злые и невежи
Вовек дороги не нашли,
И где б, без страха и надежды,
Мы в мире жить с собой могли.



Мечта о свободе, которую не в состоянии дать человеку ни государственная служба, ни  высший свет, воплотилась в творчестве поэта Е.А. Боратынского, уроженца Тамбовского края. В одном из его стихотворений «Родина» усадьба, как у Пушкина и Карамзина, рисуется при помощи образа дома («священного крова») и сада («дубрав мирных»), которые являются сосредоточием истинного счастья:

Я возвращуся к вам, поля моих отцов,
Дубравы мирные, священный сердцу кров!
Я возвращуся к вам, домашние иконы!
Пускай другие чтут приличия законы;
Пускай другие чтут ревнивый суд невежд;
Свободный, наконец, от суетных надежд,
От беспокойных снов, от ветреных желаний,
Испив безвременно всю чашу испытаний,
Не призрак счастия, но счастье нужно мне,
Усталый труженик, спешу к родной стране
Заснуть желанным сном под кровлею родимой.
О дом отеческий! О край всегда любимый…



Расцвет русской усадьбы начался в конце XVIII века с издания манифеста Петра III «О вольности дворянства» (1762) и последовавшими за ним реформами. Он отменил порку дворян, разрешил им беспрепятственно выезжать за границу, но самое главное - предоставил право уходить в отставку, покидая столицу, и поселяться в своих имениях. С тех пор образ жизни многих представителей дворянства, в противовес карьере, стал воплощением личной свободы и творчества, а усадьба превратилась в творческий центр - «домашнюю академию наук и художеств». В ней начали создаваться памятники архитектуры, оркестры и театры, собираться художественные коллекции, библиотеки и архивы, строиться больницы, церкви и школы. Не случайно именно в мире усадьбы появились стихи Пушкина и Боратынского, музыка Рахманинова, исторические исследования Карамзина, записки Болотова.



Блестящая усадебная жизнь была недолгой. Уже в начале XIX столетия, когда строительство в ней достигло наибольшего размаха и расцвета, начался упадок дворянского сословия, а с ним и процесс постепенного угасания усадеб.

Как основной сюжет романа «Евгений Онегин» завершился отъездом главных действующих лиц из деревни, так и сам усадебный мир постепенно пришел к своему закату, а после 1917 года навсегда канул в Лету. О том, что «тления незыблемый закон» неподвластен человеку, прекрасно понимали помещики поры «золотого детства» усадьбы. Тогда еще не было повода для печали, однако тема утраты и прощания уже звучала. К примеру, Державин пророчествовал:

Разрушится сей дом, засохнет бор и сад,
                                               Не воспомянется нигде и имя Званки.



Сегодня мы не можем в полной мере прикоснуться к усадебной жизни конца XVIII - начала XX века. Редкие музеи, разместившиеся в чудом сохранившихся дворянских гнездах, доносят до нас отдаленный отзвук той эпохи. Да и музеев этих становится все меньше. Но, несмотря на то, что культура дворянской усадьбы навсегда ушла в небытие, многие ее черты сохраняются в характере русских интеллигентов: прекраснодушие, желание жить мечтой, поиск уединения в природе для созерцания и творчества.

Эту статью опубликовала в "Тамбовской старине" (2007. Вып. 1).














графика, иллюстрации, усадьбы

Previous post Next post
Up