Строительные инвесторы Санкт-Петербурга выступили против вступления в силу 22 января 2015 года обновленного Федерального закона о культурном наследии, пропустив его обсуждение в Государственной Думе РФ.
Как известно, 22 октября 2014 года в России был принят, а 23 октября подписан Президентом
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Внесение большого количества изменений в действующий с 2002 года федеральный закон о наследии, ставшее результатом почти пятилетней подготовительной работы, было
в целом приветственно встречено общественными градозащитными организациями, обнаружившими в обновленном законе несколько существенных позитивных перемен.
Изменения в федеральный закон о наследии, за небольшим исключением, официально вступают в силу с 22 января 2015 года…
Весьма примечательны, однако, обстоятельства обсуждения обновленного закона. Как честно сообщается в публикации на официальном портале органов государственной власти Санкт-Петербурга, его организатором была не петербургская мэрия и даже не госорган охраны наследия, а “Российская гильдия управляющих и девелоперов”. Она провела… круглый стол “для обсуждения с руководителями и специалистами юридических отделов девелоперских, строительных и инвестиционных компаний, архитекторами и проектировщиками”.
Логично было бы представить организацию подобной дискуссии профильным комитетом Государственной думы или Министерством культуры - и не для одних девелоперов, а для работников системы госохраны памятников, экспертов, представителей общественных организаций. Но о таких дискуссиях или обсуждениях что-то ничего не слышно.
Пока же инициатива отдана девелоперам, не приходится удивляться той критике, какой подвергаются нормы обновленного закона, связанные с расширением возможностей граждан в постановке новых объектов на госохрану. По новой редакции, любой человек может направить в госорган не акт государственной историко-культурной экспертизы, как требуется от него сейчас, а заявление в свободной форме о выявлении объекта, обладающего признаками памятника истории и культуры. По этому заявлению уже госорган, что вполне логично, обязан организовать государственную историко-культурную экспертизу объекта…
Более того, …прозвучал термин «градостроительный терроризм». Причем так было названо отнюдь не уничтожение исторических зданий и не выморачивание исторических кварталов. «Никто не застрахован от того, чтобы неожиданно оказаться владельцем памятника со всеми вытекающими последствиями», - заметили участники дискуссии”. И эта сентенция публикуется на сайте госоргана охраны памятников.
Поскольку выявление памятников и постановка на госохрану новых объектов - процесс постоянный - в общем-то да, никто не застрахован. Но связывать эту деятельность, которой постоянно заняты госорганы, эксперты и общественные организации, с “градостроительным терроризмом” - на это нужна особая девелоперская логика…
Источник. Реакция на поправки в Федеральный закон о культурном наследии